Бескомпромиссная Украина хочет «большой договор»

Войцех Михальски

8 октября 2019 г. 11:01:41

Особым вызовом для «новой» украинской власти стало смысловое наполнение внешнеполитической повестки дня. В «зеленой команде» понимают, что международные контакты традиционно вызывают повышенный интерес обывателей. Но, к сожалению профессиональных комедиантов с Банковой, содержание таких контактов очень сложно свести к «выгуливанию нарядов первой леди», постановочным интервью и видеообращениям ко всему прогрессивному человечеству. Иностранные партнеры вынуждают порой украинских политиков выдавливать из себя однозначные ответы на вполне конкретные вопросы. После чего в Киеве обычно не знают, что со своими заявлениями и обещаниями дальше делать, и продолжают откровенно валять дурака, к чему уже все вокруг привыкли.

В Киеве не принято задумываться о том, что во многом уникальная безответственность и показательная инфантильность украинских политиков в вопросах международного сотрудничества просто являются платой за сдачу национального суверенитета. Регулярные манипуляции собственными обязательствами со стороны Украины не вызывают отторжения и осуждения западных партнеров лишь потому, что общий тренд развития украинской ситуации их устраивает. Свои шкурные интересы на данной территории иностранные экономические и политические субъекты последовательно реализуют. А «слово» и «мнение» украинских властей все больше теряют как смысл, так и вес.

Тем не менее молодая команда «слуг народа» пытается заполнить окружающее информационное пространство разнообразными прорывными идеями, дабы вся абсурдность ситуации стала видна каждому далеко за пределами многострадальной украинской земли. И в поле зрения «услужливых» креативных умов порой попадают вещи воистину экзистенциальные, способные инициировать глубинный дискурс о первопричинах бытия украинской державы и возбудить наконец международный политикум к пересмотру всех глобальных устоев.

Почему опытный юрист Андрей Ермак стал советником президента Зеленского именно по вопросам внешней политики, остается не до конца ясным. Но, видимо, существуют не известные простым смертным резоны, выделяющие международный авторитет пана Ермака в кругу близких друзей главного «слуги народа». Недавнее расследование «Радио Свобода» выявило его бизнес-связи в рядах российской элиты. Правда, за долгие годы работы в шоу-бизнесе у самого Зеленского подобных связей должно быть никак не меньше. Что само по себе ни о чем не говорит. В любом случае мнение такого уважаемого человека, как Ермак, не может банально отображать сложные процессы брожения мозгов интеллектуального окружения Зеленского. Надо полагать, что он озвучивает не иначе как серьезные инициативы государственной внешней политики.

И вот в контексте очевидных проблем с сохранением территориальной целостности Украины товарищ Ермак выступил с ошеломляющим своей оригинальностью предложением. «У нас есть идея, которая теперь звучит в разных переговорах, чтобы урегулирование ситуации закончилось подписанием масштабного международного договора, в котором бы приняли участие все самые крупные игроки. Которые зафиксировали бы на годы, а лучше на столетия, наш суверенитет, территориальную целостность», — заявил Ермак. По его словам, участие в договоре должны принять США, Великобритания, Германия, Франция и Китай. Войдет ли в число участников Россия, он не уточнил. Но также отметил, что считает необходимым создать на территории Украины штаб-квартиры международных организаций в качестве одного из элементов гарантии соблюдения упомянутого договора, «поскольку у нас уже есть опыт неработающих документов и гарантий, под которые Украина сделала серьезные шаги, начиная с момента обретения независимости».

Принципиально новым для украинской внешней политики такой подход не назовешь. Ранее на схожую тему фантазировала Юлия Тимошенко, требуя обновить диалог в формате подписантов пресловутого Будапештского меморандума. Сам Зеленский несколько позже обратился по видео с предложением к Путину встретиться в компании многочисленных западных «друзей Украины» и развивал эту инициативу в контексте возможного расширения «нормандского формата».

В чем же причина такой себе неадекватной внешнеполитической «борзости», с каждым годом все больше крепнущей в среде украинских политиков? Почему в Киеве делают вид, что остальной мир пребывает перед Украиной в неоплатном долгу?

Украинский конфликт, при всем трагизме для всех его вольных и невольных участников, является далеко не уникальным как в мировом, так и в региональном масштабе. Дежурные рассуждения о кризисе глобальной системы безопасности могли бы вдохновить украинских «мыслителей» на выработку некой универсальной инициативы, направленной на сохранение существующих сегодня границ в условиях фактического банкротства предыдущих международных договоренностей. Понятно, что такая инициатива не соответствовала бы реальному ранжиру Украины в условной мировой табели о рангах. Но ведь призывы к сильным мира сего о выдаче неких уникальных и фантастических гарантий исключительно для Украины выглядят тем более нелепо. Так почему же украинская внешняя политика не стесняется в очередной раз демонстрировать провинциализм и прожектерство? Остается только предполагать, что такой подход для украинских политиков является естественным, и в своих предложениях они искренни, словно дети.

Ермак говорит о новом «большом международном» договоре «по Украине» именно в контексте процесса урегулирования конфликта в Донбассе, который по состоянию на сегодня имеет весьма смутные временные рамки даже при оптимистичном варианте развития событий. Украинская сторона в то же время не создает абсолютно никаких предпосылок для того, чтобы возможная пацификация ситуации на востоке страны имела показательное значение и стала прецедентом для выработки некого международного консенсуса. Наоборот, в ситуации с Донбассом Киев перманентно демонстрирует архаичность подходов, бескомпромиссность и непоследовательность, которые вряд ли могут воодушевить мировых лидеров на принятие громких политических деклараций в поддержку Украины.

С другой стороны, подразумевает ли предлагаемый Ермаком консенсус конструктивное решение проблемы Крыма? Гарантии безопасности обычно подразумевают фиксацию определенного статус-кво в отсутствие неурегулированных конфликтных ситуаций. Что должно произойти, чтобы киевская власть озаботилась поиском стойкого политического компромисса с Россией вместо сосуществования по принципу «ни войны, ни мира» на фоне торговли по «серым» схемам? Должен, как минимум, поменяться «кормовой базис» местной верхушки, определяющий ее галлюциногенное самосознание как неотъемлемой части англосаксонской элиты. Однако «команда» Зеленского с удвоенной силой зачищает поле для окончательной победы в стране «универсальных западных ценностей», не желая признаваться в том, что вместе с этой «победой» Украина в международном пространстве, скорее всего, перестанет быть не то что объектом, а даже аргументом в споре сильных.

Тем не менее фантастические идеи о великом внешнеполитическом консенсусе вокруг Украины традиционно находят своих сторонников. Что неудивительно для страны, где многих наивных до сих пор искренне вдохновляет «витринный» реформаторский успех Польши тридцатилетней давности или титанические свершения по колонизации собственной страны грузином Саакашвили. Показательно, но украинские идеи «прорыва» всегда подразумевают утверждение в прямом и переносном смысле за чужой счет. Инвестировать государственные ресурсы в личное благополучие для местных политиков и олигархов является делом естественным и уважаемым, тогда как направлять бюджетные потоки на создание и реализацию программ развития собственной страны — «нэма дурных». Поэтому даже на бумаге подобные программы, как и последний опус «нового» правительства Алексея Гончарука, напоминают агитационные плакаты в исправительной колонии для воров-рецидивистов.

Идея новых международных гарантий — «это игра на опережение со стороны Украины. Большой международный договор по урегулированию конфликта на Донбассе — своего рода реинкарнация Будапештского меморандума, попытка найти формулу, чтобы зажать Россию в тиски, не дать Кремлю самостоятельно двигаться из-за присутствия Великобритании и США. С другой стороны — вывести конфликт на глобальную плоскость», считает украинский «журналист-международник» Тарас Семенюк.

Таким образом, украинские внешнеполитические алхимики продолжают искать формулу «сжатия России в тиски», даже не пытаясь искренне ответить на вопрос: что от этого хотя бы теоретически выиграет Украина? Киев добьется экономического процветания и станет авторитетным и мощным членом цивилизованного демократического мира? За счет каких рациональных аргументов? И зачем всеми силами выводить украинский конфликт «в глобальную плоскость» — чтобы его разрешение осуществляли по сирийскому или ливийскому образцу? Там ведь тоже орудует в основном клуб ядерных держав, но для превращения некогда суверенных территорий в пустыни им вполне хватает конвенциональных методов.

Вдобавок ко всему этому к поиску дополнительных гарантий украинских политиков побуждает латентная неуверенность в своих собственных силах, боязнь утратить рычаги управления ситуацией в собственной стране. Отсюда и корни успокаивающей мантры про «весь мир с нами». Но привычка кормиться иллюзиями вынуждает повышать дозу политического успокоительного и мечтать о «большом договоре», «вечных гарантиях», вместо того чтобы адекватно адаптироваться к динамичной трансформации внешней среды.

Тем временем с украинскими интеллектуалами начинают случаться спорадические приступы самокритики. «Украину объединяет тупость. Представители всех регионов одинаково тупы, потому любой президент совершает во время своей каденции одни и те же ошибки. Поскольку ничего не меняется, то можно сделать вывод, что мы безнадежно тупы», — заявляет не кто иной, как экс-социалистический «философ» Юрий Романенко, потративший уйму времени на обоснование «майданной» идеологии общественного развития.

Не стоит, однако, сгущать краски. Украинские политики чисто статистически не могут быть значительно тупее своих иностранных коллег. У киевской власти есть дополнительные козыри, а именно жадность и безответственность. Они не только компенсируют возможный недостаток интеллектуальных ресурсов во внешней политике страны, но и являются залогом выживания украинского правящего сословия в конкурентной окружающей среде. В этих составляющих, наверное, и заключается секрет уникального пути Украины, который просто обязаны освятить высочайшими гарантиями на века все великие державы мира.


Источник