Роснефть хочет стать оператором топливозаправочного комплекса в строящемся монгольском аэропорту Хушигт

М.Тирских

30 декабря 2016 г. 10:42:16

В следующем году будут кардинальные подвижки по Монголии. Будет начат процесс её включения официального в процесс ЕАЭС, а также её дальнейшее включение в различные интеграционные проекты в регионе.

Можно сказать, что Монголия это такой ответ на китайские действия в Таджикистане.

Добавлю по вопросу касающемуся роли Китая:

1. В контексте Монголии. Монголия надеется получить бонусы от своего геополитического положения и стать транспортным коридором между Россией и Китаем (точнее северными провинциями Китая и рядом регионов России).

Имеется проект сквозной железнодорожной магистрали и автомобильного скоростного шоссе.

Однако такой шаг сделает Монголию более зависимой от китайской экономики в плане влияния китайских компаний на функционирование коммуникационных линий. Монголы очень недоверчиво относятся к китайцам, понимая, что во Внутренней Монголии КНР монголов больше, чем в самой Монголии, а экономики стран несопоставимы. В результате монгольская экономика может быть полностью поглощена китайской.

Второй контекст - это транзитный характер перевозок грузов, направляющихся в Россию. А это значит, что гораздо выгоднее стать местом оформления груза по прибытии на таможенную территорию, чем страной транзита. Т.е. если у Монголии будет таможенная граница не на границе с Россией, а на Границе с Китаем, то им от этого будет большая выгода и польза в части первичного аккумулирования платежей.

В результате вот уже два с лишним года ведутся работы по взаимодействию России и Монголии в части участия последней в форматах ЕАЭС. Прорабатывались идеи особой экономической зоны, специального таможенного режима, а в последний год активно встал вопрос о вступлении Монголии в ЕАЭС. Учитывая, что техстандарты в Монголии еще советские, это не должно стать очень большой проблемой.

Китаю же это не совсем выгодно, но и не сильно проблематично. Из-за этого Китай точно не будет устраивать никаких "истерик".

2. Китай сейчас играет с Россией в "кошки-мышки". Называются они "сопряжение Евразийского экономического пространства ЕАЭС и Нового Шелкового Пути Китая". И то, что сопряжение будет всем понятно и даже активно разделятся, т.к. торговать лучше по правилам, чем без правил. А вот по каким правилам, это большой вопрос.

Объективно у Китая есть две группы транспортных путей в Европу, на Ближний Восток и в Африку - морской и сухопутный. В морском он взаимодействует с Россией только в части использования СМП (очень ограниченная часть перевозок даже в далеких планах), южный морской маршрут идет без участия России, но с большими проблемами, связанными с невозможностью контроля ряда проливов. Китай пытается изменить это положение.

Во-первых, строит резервные порты, например, порт в Пакистане для транспортировки грузов. Но это не всегда удобно по логистике.

Во-вторых, пытается заполучить военные базы по пути следования (например, китайцам удалось получить базу в Джибути). Но это не всегда получатся по геополитическим причинам.

В-третьих, пытается наращивать флот авианосцев. Но это проблематично из-за финансовых средств и сроков.

Сухопутный путь предполагает ряд маршрутов. Но условно они могут быть разделены на четыре группы:

1. Транспортные пути через Россию и страны ЕАЭС - Казахстан, Киргизию.

2. Транспортные пути через страны Средней Азии не входящие в ЕАЭС - Таджикистан - Узбекистан - Туркменистан с выходом на Каспий, путем в Иран и Закавказье.

3. Транспортный путь через Пакистан и Афганистан, далее либо на Иран, либо на Туркменистан и далее в Европу. Но данный путь требует увеличения режима стабильности в Афганистане. Что не гарантировано.

4. Транспортный путь через Пакистан- Иран - далее везде. Путь не очень удобен с точки зрения логистики.

Таким образом сейчас идет торг на чьих условиях России, или Китая будет осуществлено сопряжение НШП и ЕАЭС.

1. По Китайскому сценарию, когда говорится, что если Россия не пойдет на уступки, то Китай проложит основной путь через Таджикистан и Узбекистан, т.к. они не в ЕАЭС.

2. По Российскому. Если Таджикистан будет в составе ЕАЭС. И у Китая не останется других адекватных путей доставки грузов в Европу.

Все понимают, что Афганский путь будет безопасным еще не скоро, хотя это одна из наиболее реальных задач в рамках, например, ШОС.

Все понимают, что путь через Иран сложен как логистически, так и геополитически, т.к. Иран очень непростое государство с очень непростым видением себя в мире. Полностью исключить новые санкции против Ирана (по той же атомной сделке) сейчас не может никто.

Таким образом Таджикистан очень интересен до сопряжения ЕАЭС и НШП.

Как ведется игра

Китай около трех лет назад начал "охмурять" Рахмона большим числом предложений по совместным действиям, экономическими проектами, решением проблем безопасности. И Таджикистан, который считался главным кандидатом на включение в ЕАЭС сразу же за Киргизией так в 2016 году и не вышел на заявку на вступление в ЕАЭС. Хотя работа с ними ведется, но Таджикистан упорно пытается выторговать такие бонусы, которые России не очень то и выгодны.

В ответ Россия ведет так же ряд игр.

Во-первых, после смерти И.Каримова (выведшего в свое время Узбекистан из ОДКБ) появился шанс на взаимодействие с новым президентом Ш.Мерзиёевым. По крайней мере с ним встречались уже и В.В. Путин и Д.А. Медведев. "Охмуряют" по полной. Китай так же пытается присоединится к работе по Узбекистану, чтобы не допустить в ближайшее время присоединения Узбекистана к ЕАЭС.

Во-вторых, Россия начала активнее работать по Азербайджану. Если на том берегу Каспия возникнет государство в составе ЕАЭС, то надежда Китая на путь - Азербайджан-Грузия-Турция и Азербайджан-Грузия-Черное море станет несбыточной, т.к. все равно через ЕАЭС.

Но тут есть две проблемы - 1) позиция Армении (вполне понятно Нагорный Карабах) и преодолеть ее в ближайшее время нереально, 2) позиция Турции, имеющей большое влияние на Азербайджан.

В последнее время Азербайджан тоже активно "охмуряют", достаточно сказать, что 1) В.В. Путин поздравил с юбилеем И.Алиева (президента Азербайджана) дважды, телеграммой и личным звонком; 2) на переговорах с Турцией периодически встает вопрос об активизации работы по связке Азербайджана и Турции с ЕАЭС; 3) организуются работы по коридору Север-Юг-Россия-Азербайджан-Иран большая выгода от которого Азербайджану опять же будет в случае их участия в ЕАЭС, чем в статусе транзитного государства.

В-третьих, Россия начала активный диалог с Монголией по ЕАЭС, демонстрируя Китаю, что мы можем тоже проводить активную экономическую игру.

В-четвертых, продолжаются попытки работы по Таджикистану. В первую очередь с позиций обеспечения безопасности на границе с Афганистаном. Но тут у нас сразу два противника. Китай - почему я уже описал и ЕС, который тоже против того, чтобы китайский маршрут по суше был зависим от России (будем честны, говоря ЕАЭС нужно понимать, что это исключительно геополитические интересы России). ЕС ведет диалог с Рахмоном, выделяет кредиты по экономическим вопросам, ведет строительство ГЭС в Припамирье.

В общем, Таджикистан - часть большой игры за будущее мира. Как только договор по сопряжению ЕАЭС и НШП будет подписан эти проблемы уйдут сами собой. Но до этого России стратегически важно получить свой вариант сопряжения, а не китайский. Т.к. можно будет дергать за ниточки одной стороны Китаем, с другой ЕС, контролируя НШП по своим условиям. В том числе, например, вводя не тарифные ограничения на транзит отдельных грузов. Ведь наверняка никто не удивится, если, например, Роспотребнадзор обнаружит, что транзитные слитки редкоземельных металлов из Китая в ЕС, которые везут транзитом по территории ЕАЭС вдруг окажутся с примесью чего-то, что совершенно исключает даже транзитный провоз.

P.S. Все эти танцы с бубном вокруг НШП и ЕАЭС совсем не означают отсутствия доверительных отношений с Китаем и партнерства по ряду международных и внешнеэкномических вопросов. Просто такова реальная политика.


Источник







comments powered by HyperComments