«Арабская весна 2.0»: пять уроков нового арабского восстания

2 декабря 2019 г. 12:30:20

Участники новой волны протестов в Северной Африке и на Ближнем Востоке стараются не допускать ошибок оппозиции времен «арабской весны»

Вторая волна арабских восстаний, которая началась в Судане в декабре 2018 года и распространилась на Алжир, Ливан и Ирак в текущем году, основывалась на опыте политических преобразований времен «арабской весны». Аналитик Chatham House по Ближнему Востоку Жорж Фахми выделил пять уроков, которые извлекли протестующие из событий 2010-2011 гг.

Первый урок. Свержение политического лидера не означает падения режима

На площади Тахрир 11 февраля 2011 года египетские демонстранты праздновали решение Хосни Мубарака уйти в отставку. Протестующие покинули площадь, полагая, что для демократического перехода достаточно его отставки. Напротив, народ продолжил акции протеста после отставки президента Алжира Абдель Азиза Бутефлики и отстранения от власти в результате военного переворота президента Судана Омара аль-Башира.

Протестующие усвоили урок, что политический режим – это не только его лидер, но и правила, по которым функционирует государство. Поэтому политические изменения требуют изменений правил, а не только имен тех, кто отвечает за их реализацию.

Второй урок. Насилие – самый быстрый способ покончить с любой надеждой на демократические перемены

Протестующие, которые решили взяться за оружие, вместо политического восстания против режима выбрали путь гражданской войны, как это было в Сирии. Даже когда вооруженным группам удается свергнуть режим, их присутствие впоследствии ставит под угрозу переходный этап, как это случилось в Ливии.

Коллапс Ливана может привести к новому витку войн на Ближнем ВостокеЛиванские группы и кланы прекрасно вооружены, имеют внешние связи, отметил собеседник ИА «Реалист»

Хотя протестующие в Судане и Ираке столкнулись с насилием и репрессиями со стороны правительства, они настаивают на своем ненасильственном подходе. 3 июня в Хартуме военные открыли огонь по протестующим у здания Министерства обороны Судана. Демонстранты требовали передачи власти гражданскому правительству. В ответ на бойню граждане организовали мирную акцию протеста, которая оказала давление на военных с целью возобновления переговоров с революционными силами.

Третий урок. После падения старого режима переходный период должен стать коллективным процессом принятия решений, в котором оппозиция должна имеет право вето

После «жасминовой революции» в Тунисе в 2011 году в процессе мирного перехода власти участвовали все политические и гражданские силы. Все они вошли в высший орган по реализации целей революции, политической реформы и демократического перехода. На этой площадке были выработаны этапы политической трансформации режима.

Хотя вооруженные силы в Алжире и Судане продолжат играть политическую роль в ближайшее время, это не означает, что они будут осуществлять полный контроль за переходным периодом. Судан мог бы стать положительным примером в этом отношении, если ему удастся осуществить соглашение о разделении властей. В соответствии с этой идеей, совместный Суверенный совет Судана будет управлять страной в течение переходного периода.

Четвертый урок. Перед проведением выборов следует достичь согласия по новым правилам политической игры

В Египте после 2011 года проведение экстренных выборов разделило оппозицию и привело к резкой поляризации общества. Демонстранты второй волна протестов в арабском мире воспринимают выборы, как ловушку, позволяющую силам старого режима сохранить свою власть под новыми именами.

Почему пал режим в СуданеМассовые протесты вспыхнули по всему Судану 19 декабря как реакция на рост стоимости хлеба

И в Алжире, и в Судане протестующие сопротивлялись попыткам военных провести выборы как можно скорее. В Судане по соглашению между революционными силами и военным советом выборы отложены до окончания трехлетнего переходного периода. В Алжире протестующие каждую пятницу выходят на улицы, чтобы протестовать против решения властей провести президентские выборы в декабре текущего года.

Пятый урок. Призыв к переменам в регионе выходит за рамки избирательной демократии. Акцент делается на необходимости социально-экономических реформ

Протесты в Ираке и Ливане подтверждают этот тезис. Относительно свободные и честные выборы уже проведены, но они служат только для усиления коррумпированных сектантских режимов.

Согласно статистике Arab Barometer, экономическая ситуация и коррупция считаются главной проблемой для алжирцев – 62,2%, суданцев – 67,8%, ливанцев – 57,9% и иракцев – 50,2%, в то время как демократия воспринимается как основная проблема в Алжире только для 2,3% жителей, в Судане – 3,9%, в Ливане – 5% и в Ираке – 1,4%. Опыт «арабской весны» показал людям, что демократические меры являются лишь средством для достижения цели.

В отличие от 2011 года, когда восстания «арабской весны» получили широкую международную поддержку, эта вторая волна проходит в условиях враждебности, с более сильным присутствием России и Ирана в регионе и безразличным международным климатом. Однако в тех странах, где у протестующих есть преимущество, они адаптируют свою тактику в соответствии с уроками, извлеченными из протестов начала 2010-х годов.

Жорж Фахми – аналитик Chatham House по Ближнему Востоку


Источник