Беларусь не свернет с пути евразийской интеграции

Юрий Баранчик

28 декабря 2016 г. 16:27:57

26 декабря 2016 года, практически вдень в день со вступлением в силу всего комплекса документов о создании Единого экономического пространства в 2010 году, в Санкт-Петербурге состоялось подписание Таможенного кодекса Евразийского экономического союза главами России, Казахстана, Армении и Киргизии. Таким образом, Таможенный кодекс, который разрабатывали три года, вступит в силу с 1 января 2017 года. И это является довольно серьезным шагом на пути дальнейшей экономической интеграции постсоветского пространства.

Чем вызвано подписание данного документа? Дело в том, что в ходе развития евразийского союза оставалось слишком много таможенных и иных барьеров, мешавших развитию стран-членов ЕАЭС. Как отмечают эксперты, система изъятий и ограничений – неизбежный атрибут практически любого таможенного и тем более – экономического союза. Как правило, возникают они еще на стадии формирования объединения, будучи инструментом адаптации отдельных государств к новым условиям торговли. В МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки), например, единый таможенный тариф до сих пор регулирует импорт лишь 85% всех товаров, хотя создано это объединение еще в 1991 г. Каждое государство-участник союза имеет свой список изъятий из единого таможенного тарифа, причем списки эти гораздо более обширные, чем тем, которые используются для беспошлинной взаимной торговли.

«Ликвидация таможенных барьеров может негативно сказаться на экономике в том случае, если в процессе создания союза происходит повышение ввозных пошлин, которыми облагаются импортируемые из третьих стран товары. Повышение ввозных ставок, как правило, происходит в процессе адаптации союзных экономик, изначально имеющих разный уровень тарифной защиты, к работе в условиях единого таможенного пространства» (http://eurasia.expert/pochemu-v-eaes-sokhranyayutsya-barery/).

К тому же, в отличие от действующего таможенного законодательства, проект Таможенного кодекса ЕАЭС - комплексный кодифицированный международный договор, при подготовке которого была проведена ревизия всех ранее заключенных международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, переосмыслены существующие порядок и технологии совершения таможенных операций, изменены подходы к применению информационных технологий при их совершении

Проект Договора о ТК ЕАЭС полностью базируется на электронном документообороте в таможенных правоотношениях (электронное декларирование, автоматическая регистрация таможенной декларации, автоматический выпуск товаров, применение механизма «единого окна»). Отдельной главой в проекте Договора о ТК ЕАЭС представлен институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), внедрение которого в государствах-членах ЕАЭС кардинально изменит взаимоотношения между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества, которые получат данный статус.

Особое внимание при разработке проекта Договора о ТК ЕАЭС уделено уточнению компетенции Евразийской экономической комиссии в сфере таможенного регулирования, что потребовалось в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Компетенция Комиссии существенно дополнена по сравнению с полномочиями, предусмотренными действующим Таможенным кодексом Таможенного союза, что позволит обеспечивать гибкое единое таможенное регулирование в ЕАЭС.

Несмотря на то, что представитель Беларуси отсутствовал при подписании Таможенного кодекса в Санкт-Петербурге, белорусские эксперты приняли значимое участие в подготовке и разработке Таможенного кодекса. Напомню, что проект нового Таможенного кодекса Евразийского союза был одобрен главами правительств 12 августа текущего года, после чего документ был направлен на внутригосударственное согласование.

То есть, на уровне правительств все препятствия к подписанию были устранены еще летом, оставался лишь политический уровень согласования документа. Но и он, судя по принятию Таможенного кодека в Петербурге четырьмя странами ЕАЭС, был согласован. Даже президент Киргизии, который в ходе полемики первоначально вроде как отказался от подписания, потом все же свою подпись поставил.

Что касается Беларуси, то, несомненно, этот документ рано или поздно руководством республики будет подписан. Тем более что такого рода прецеденты, когда Минск немного запаздывал при подписании уже согласованных документов, ранее уже были. Так, 28 мая 2010 года президент Беларуси также отказался приезжать и как раз именно в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако президенты России и Казахстана подписали этот документ вдвоем, после чего направили его на подписание в Минск.

Скорее всего, сейчас мы столкнулись с аналогичной ситуацией. Как отметил пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков, «что касается отсутствия президента Беларуси, то де-факто это не помешает обсуждать субстантивные вопросы, связанные с интеграцией. Потому что, еще раз повторяю, все документы, которые сегодня будут подписываться, ранее были полностью согласованы в ходе коллегии с нашими белорусскими партнерами. И подписанные документы дальше просто будут направлены в Минск с тем, чтобы Александр Григорьевич смог их там подписать».

Поэтому никакой трагедии в том, что президент Беларуси Александр Лукашенко вместо присутствия на подписании важнейших документов в деле Евразийской интеграции решил провести ситуацию по проблеме привлечения кредитов на внешних рынках – нет. Несмотря на, возможно, еще имеющиеся возражения, Беларусь подпишет данный документ. Так как чисто физически белорусская экономика не может себе позволить ни остаться вне рынков Евразийского союза - тогда вся товарная масса белорусских производителей останется на складах, ни остаться без дешевых российских энергоресурсов, которые республика получает только как ближайший союзник России. Без этого статуса, без российских энергоресурсов, экономика республики, составляющая всего 2,5% от российской, не протянет и полгода.


Источник





comments powered by HyperComments