"Светлое будущее" украинской экономики

14 февраля 2020 г. 20:28:05

За плечами прошедший январь, ознаменованный многими интересными событиями, а Украина уже реализовала небывалые свершения в бюджетной сфере и даже поставила парочку рекордов. По результатам января общий фонд украинского госбюджета недополучил 25% запланированных доходов. Это рекордный уровень данного значения за всю историю украинского государства. Недобор составляет 13,8 миллиардов гривен. В госбюджет за данный месяц поступило лишь 42,6 миллиарда.

Но это ещё не всё, бюджетные поступления за январь этого года оказались ниже, чем в этом же месяце прошлого года, при чём на 1,7 миллиарда гривен, то есть на 3.8%.

Такой впечатляющий результат можно смело назвать фантастическим достижением команды Зеленского. Правда для умных и образованных жителей страны он не стал неожиданным. В конце концов дорога к такому «успеху» строилась украинской власть долго и дотошно.

А так как этот провал появился не внезапно, а является прямым следствием экономической политики Киева и полностью вписывается в общий тренд последних месяцев – в ближайшем будущем улучшения ситуации не планируется.

В интернете есть информация, что только за 11 месяцев прошлого года украинская казна недополучила 51 миллиард гривен. На конец года этот недобор был формально сокращен до 29 миллиардов. Но что для этого пришлось сделать?

Ну во-первых, в декабре было решено частично заблокировать возмещение НДС экспортёрам, то есть залезть в карман к находящейся в предкоматозном состоянии промышленности. Это решение позволило добавить в доходную часть не менее шести миллиардов гривен. Да и промышленность не сильно возмущалась тому, что её лишили оборотных средств на данную сумму. Как говорится: «пациент скорее прав, чем жив». Правда, по сути, данное действие перенесло обязательства по возмещению НДС на 2020 год, а именно на январь. Так же всё и работает, если сейчас не хватает денег – займи у себя-будущего, а там разберетесь. Вот и разбираются.

Вторым решением был договор с «Нефтегазом» о перечислении в декабре авансом 15 миллиардов гривен налогов и дивидентов, которые компания должна была заплатить в 2020 году. То есть опять займы из будущего.

Полученные в декабре миллиарды от «Нефтегаза» будут головной болью для буджета на протяжении всего года, зато перенос декабрьского возмещения НДС на январь уже нанес свой удар. Пришлось направить на возмещение (вычитая из доходов) 18 миллиардов гривен при месячной норме в 2019 году – 12,7 миллиардов.

Другой фактор связан с деятельностью Министерства финансов и Национального банка Украины в сфере курсовой политики вместе с политикой привлечения на рынок государственных облигаций (ОВГЗ) спекулятивных валютных средств. Данная деятельность особенно сильно стала осуществляться с лета прошлого года и посодействовала резкому укреплению гривны. Что является не только одной из причин проблем в промышленности, но так же нанесло урон по доходам посредством сокращения поступлений от таможни. А, так как, на Украине доля таможенных платежей в доходах госбюджета сильно велика (согласно плану бюджета на 2019 год она должна была составить 39%) – ударило это сильно. Ведь таможенная стоимость товаров при их начислении пересчитывается в гривны, следовательно и при укреплении курса эти платежи сокращаются. К слову, относительно 2019 года курс гривны к доллару укрепился на 13,5%.

Информации об объёмах импорта за прошедший меся в денежном измерении пока нет, но, судя по сложившейся в предыдущие месяцы тенденции, можно сделать предположение, что он не много сократился по сравнению с январем 2019 года, примерно на пару процентов. Основные причины: падение цен на углеводороды и, соответственно, снижение числа заказов от пребывающей в кризисе промышленности. Однако сокращение доходов таможнями в январе 2020 по сравнению к январю 2019 составило почти 20%. И это ощутимо больше укрепления курса на 13,5%.

А причины у данного расхождения просты – практически полная некомпетентность таможенных начальников, назначенных при Зеленском.

Первые экономические обещания Зеленского на посту президента были как раз на тему прекращения контрабанды и серого импорта, что должно было пополнить воды украинского госбюджета на дополнительные 300-400 миллионов долларов в месяц. Однако в реальности количество финансовых потоков огибающих бюджетные моря Украины, лишь увеличилось.

С налогами в стране ситуация тоже печальная. И дело не только в задержке возмещения НДС. И без их учёта, налоговые службы собрали денег всего на 1,9% больше по сравнению с январем 2019-го. И это при росте номинального ВВП на 8 – 9 процентов, повышении акцизов и тому подобное. То есть и на этом фронте борьба с теневыми рынками и уклонениями от уплаты налогов закончилась увеличением последних.

Другая причина такого солидного недобора доходов это макроэкономический прогноз, исходя из которого был подготовлен бюджет, не имеющий ничего общего с реальным миром. Зато цель этого прогноза была достигнута, а именно – пустить пыль в глаза президенту и электорату.

Его прогнозы были, мягко скажем, излишне оптимистичны, предсказывать рост ВВП на 3,7% при условии, что его темпы последовательно сокращаются, а в сфере промышленности начался обвал, ещё и замедление мировой экономики, а в планах правительства нет никак мер для поддержания роста. Закладывание среднего курса доллара на уровне 27 гривен, и одновременное поддержание его ниже 25, посредством валютно-спекулятивных фокусов. Создание более миллиона рабочих мест при их сокращении на сотни тысяч в год. И так далее и тому подобное.

Закрывать же дыры в бюджете правительство решило старым и проверенным способом, а именно – размещая ОВГЗ и евробонды. В январе были проданы ОВГЗ на сумму 18,6 миллиардов гривен. Евробондов разместили на 1,25 миллиардов евро. То есть займов за январь общей суммой на 52,1 миллиарда гривен, при доходе в скромные 42,6 миллиарда.

Вот тут и приходит на ум фраза «постбюджетная экономика». Дальнейшие экономические перспективы Украины являют собой плачевное зрелище. Вряд ли украинская власть откажется от курсовой политике, даже несмотря на её негативные последствия, ведь вся экономика плотно сидит на заимствованиях, Министерством финансов и Национальным банком всё так же руководят люди, планомерно создающие кредитную пирамиду и курсовые фокусы. Ещё маловероятнее, что власть начнет борьбу с теневыми рынками: за последние месяцы её представители заимели неплохую долю в этих потоках. Смена правительства – тоже не самый вероятный вариант, так как такое событие регулируется извне, а текущих кураторов ситуация устраивает. К слову даже при смене правительства – физически невозможно в сжатые сроки круто развернуть поезд государственно экономики мчащийся в пропасть, с учётом краха промышленной сферы.


Источник