«Танк апокалипсиса»: почему объект 279 был отправлен в музей

15 мая 2019 г. 21:26:14

Автор: Дарина

После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе остался огромный парк бронетехники. В основном это были танки Т-34, тяжелые ИС-2, но они стремительно устаревали и к 50-м годам уже не отвечали условиям современного боя. Появившиеся к тому времени Т-54 и Т-55 постепенно приходили им на смену.

Вскоре после войны

Машины следующего поколения из семейства ИС-2 переросли в ИС-4, которые участвовали в Параде Победы. Следующим на очереди был переход от ИС-6 к ИС-9, или по другому обозначению Т-10.

Последний был достаточно хорош по всем характеристикам того времени, но не являлся чем-либо выдающимся на фоне танков других стран мира.

Тяжелый советский танк Т-10

Советское командование хотело иметь танк, превосходящий иностранные аналоги абсолютно во всём. Кроме того, Т-10 был очень дорог в производстве. Была нужна машина, не просто превосходящая всех конкурентов своими боевыми качествами, но и способная вести бой в условиях ядерной войны, которая считалась весьма вероятной.

Надо — значит надо

С середины 50-х годов в Ленинградском КБ под руководством Л.С. Троянова была начата разработка объекта 279. По-простому: танка, который по многим техническим решениям опередил своё время.

Решения были настолько неординарными, что сегодня эту машину можно сравнить с современной «Арматой».

Одной из наиболее удивительных составляющих объекта 279 является ходовая часть. Она состояла из 4 гусеничных лент, каждая из которых сделана (согласно проекту) из титана, что снижало массу этих лент на 1400 кг. Катки были выполнены из алюминиевого сплава, и вся конструкция имела вес на 500 кг меньше, чем у Т-10.

Объект 279

Такое решение позволяло передвигаться по любому бездорожью и без больших усилий преодолевать всевозможные преграды как искусственного (надолбы и рвы), так и природного (пни, завалы, грязь и воронки) происхождения, что являлось, безусловно, необходимым в случае ядерного конфликта.

Подобная ходовая часть требовала мощного и надежного двигателя. На тот момент двигатель в 950-1000 л.с. был очень серьёзным аргументом. Он позволял этому тяжелому танку двигаться со скоростью до 55 км/ч. Но был один существенный недостаток — сложность осуществления поворотов из-за большой площади сцепления с грунтом.

Броня крепка

Бронезащита машины стала исключительной разработкой советских инженеров. Учитывая, что в тот период противотанковые средства, да и сами танки стреляли подкалиберными или кумулятивными боеприпасами, а комбинированной брони и динамической защиты еще не было.

В связи с этим было принято решение создать мультимотивную броню.

Результата добились сочетанием запредельных углов наклона броневых листов и конструкции самого корпуса, выполненного из 4 литых деталей определенной конфигурации. В результате получился корпус, который легко выдерживал попадания 122 мм советских боеприпасов и американских 90 мм кумулятивных снарядов.

Серьезно рассматривалась (уже тогда) возможность установки на лобовую броню изделия 279 дополнительных экранов с применением различных элементов и веществ. А это, на секундочку, уже прообраз современной композитной и комбинированной брони.

Для действий в зоне, зараженной после атомного взрыва танк был оборудован системой ПАЗ, включавшей в себя элементы, снижающие воздействие радиации. Учитывалась и защита экипажа. Предполагалось создание внутри машины избыточного давления во избежание попадания радиоактивной пыли.

Вооружение

Защита — это хорошо, но танк, прежде всего, является оружием наступления. Со стороны вооружения все было тоже очень серьезно. Пушка М-65 калибра 133 мм являлась аналогом полевого орудия М-46 и стреляла на дальность 27 км! Стабилизация осуществлялась как вертикально, так и горизонтально.

Также в наличии имелись 2 спаренных 14,5 мм пулемета. Имелся и полуавтомат помощи заряжания. Скорость стрельбы доходила до 5-6 выстрелов в минуту, что для того времени и такого калибра являлось весьма достойным показателем.

Проект закрыт

Но, к сожалению, а может и к счастью, для советской экономики решением правительства и лично Н.С. Хрущёва были отменены все работы по проектам бронетехники массой более 37 тонн.

Объект 279 в Кубинке

Работы над чудо-танком, который называли «танк апокалипсиса», были свернуты, а единственный экземпляр можно увидеть сегодня в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.


Источник