Маленькие трагедии «Гоголь-центра»: «Отсутствие Серебренникова ощущалось духовно, не физически»

16 сентября 2017 г. 19:12:45

В Москве состоялась премьера спектакля Кирилла Серебренникова. Без его присутствия в зале. Зрители словно улетали в космос от увиденного на сцене. И отсутствие режиссера ощутили не все

«Маленькие трагедии» «Гоголь-центра»: премьера, на которой не присутствовал режиссер, состоялась. В пятницу вечером зрители впервые увидели компиляцию из четырех коротких пьес Пушкина, переплетенных сюжетами в двухактном спектакле, который длился почти четыре часа. Пушкинский текст дополнили современным рэпом, а известные всем сюжеты — «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы» — как обычно, осовременили.

Несмотря на ожидания публики, Кирилл Серебренников в «Гоголь-центре» так и не появился. Однако зрители увидели худрука на инсталляции в конце постановки: актеры вынесли картонную табличку, на которую спроецировали видео с Серебренниковым. Корреспондент Business FM Александра Сидорова пообщалась со зрителями после премьеры:

— Я была очень приятно удивлена таким сочетанием Пушкина под рэп, это было очень внезапно. Мне очень понравилось. Меня Серебренников в очередной раз очень порадовал своим сюром.— Тот факт, что его не было на премьере, как-то ощущался в зале?— Конечно! Такие слезы на глазах у всех, особенно когда еще была инсталляция с видео с его персоной, это было очень трогательно.

Пушкин — слово в слово, только переложенное на современную ситуацию, то, что обычно бывает у Серебренникова. И то, что он в этом плане гениален, можно сказать совершенно откровенно.

Все это замечательно, но немножко маловато Пушкина, немножко он смешан со всеми трагедиями маленькими, но, в принципе, очень хорошо, особенно «Каменный гость».— Отсутствие режиссера как-то ощущалось, на ваш взгляд?— Не ощущалось, они работали одной командой, и режиссер присутствовал как бы рядом.

Впечатления самые лучшие. Серебренников, как всегда, на высоте. Начало было потрясающе неожиданное, когда на сцене появился ростом, наверно, в два метра и происходила сцена насилия между этим человеком и обычным. Это выглядело как наяву, краски, конечно, шикарные. Напряжение».

— Впечатления в целом положительные, начало было странным немножко, непонятно было, как относиться, но потом, мне кажется, актеры очень разыгрались, и захватило очень.— Тот факт, что режиссера сегодня нет в зале, он как-то ощущается?— Просто мы знаем эти события, поэтому ощущаем, что что-то происходит вообще, в стране, можно даже сказать, а в театре, я думаю, что на игре актеров это не отражается. Очень профессиональный состав, и актеры играют замечательно, мне кажется, может быть, даже вопреки всему.

Как в космос слетали. Вот ощущение, как если человек, который ни разу не был в космосе, полетел в космос. Потому что мы первый раз на Серебренникове, ощущения примерно такие.

Очень неровно, некоторые вещи удачно, некоторые нет. Удачные вещи очевидны, трактовка «Скупого рыцаря» и трактовка «Пира во время чумы» — это интересно. Очень скучный «Дон Жуан», совершенно непонятно, и, на мой взгляд, неправильный акцент в «Моцарте и Сальери». Дело же не в том, что он ревнует или завидует Моцарту. «Я призван был его остановить», — вот как у Пушкина, то есть, если все будут гении, что будет дальше, а это совершенно не прозвучало.

— Потрясающе. Я думаю, после такого спектакля и юноши, и девушки пойдут читать Пушкина, а заодно и Некрасова, и еще Гоголя, потому что это сделано очень стильно, очень современно, очень эмоционально. Я думаю, что этот спектакль заслуживает очень большого интереса.— А тот факт, что режиссера не было на премьере, как-то отразился?— Спектакль был практически готов, и Кирилл, как мне объяснили, уже свел его в мае-июне, так что ребята постарались сделать все, что было в их силах, они выложились на все сто с лишним процентов.

Среди пришедшей на премьеру публики встречались и известные лица. Делится своими впечатлениями народная артистка СССР Инна Чурикова, она пришла на премьеру со своим мужем известным режиссером Глебом Панфиловым.

Инна Чурикованародная артистка СССР«Очень талантливый спектакль, жаль, что нет режиссера. Но какие молодцы ребята, на премьере в этот трудный момент они сделали все, что замышлял режиссер. Дальше, я думаю, если еще его допустят работать и довести спектакль совсем дома, это было бы вообще прекрасно. Ощущалось его отсутствие физическое? Ощущалось. Духовное — нет, потому что это его спектакль, это ни с каким другим режиссером и ни с кем не спутать. И там есть такие очень талантливые сцены, моменты, актеры поразительно двигаются, решения. Пушкин — это все как бы перенесено в наши дни, и в то же время это и те дни, это мы, увиденные глазами Александра Сергеевича, но и, прежде всего, Кирилла Семеновича. «Моцарт и Сальери» — поразительны, и в то же время это гений Моцарт и, как у Пушкина написано, «завистливый Сальери» — да, завистливый так, до страшного. И нам очень с Глебом понравилось начало. И вдруг появился этот белый, семикрылый Серафим, стало так жутковато. Потом, я думаю, Кирилл что-то подсократит, как-то так это сложит».

Трюки, невероятные декорации, диджитал и сплочение зрителей и актеров в конце, говорит руководитель благотворительного клуба «Во благо» Ольга Мансир:

Ольга Мансирруководитель благотворительного клуба «Во благо»«Спектакль понравился очень. Он довольно сложный. Воспринимать его — требуется работа внутренняя. И по большому счету, когда идешь в «Гоголь-центр», неожиданности вряд ли ты ждешь, потому что мы уже все знаем, что здесь происходит. Зачастую такие достаточно серьезные трюки — и технические, и с точки зрения игры актера, и решения. Но поразило меня на этот раз то, что здесь уже как отдельный актер выступает сцена, невероятные декорации, диджитал, который направлен на стены, транслируется. И, в принципе, очень классно, потому что современное прочтение классических пьес — это то, чего в Москве не хватает, то, что должно привлекать людей в театры. И невозможно уже просто смотреть на Пушкина в бакенбардах на сцене. Разве можете поверить человеку, который в XXI веке, в век технологий бросает кому-то перчатку и вызывает на дуэль? Невозможно. Этому мы не верим, поэтому эта ирония и бунтарство Серебренникова — очень круто, и я считаю, что на спектакль должны все обязательно сходить. В конце была проекция видео с Кириллом. И в этот момент лично у меня возникло следующее ощущение, что сплотились все в едином порыве: и зрители, и сотрудники театра, и актеры. И мне кажется, что зрители огромную просто поддержку тем самым оказали, придя на этот спектакль. И у кого-то даже — я слышала в зале, у сидящих рядом — наворачивались слезы, люди это обсуждали».

Билеты на премьеру были распроданы в июле. На ближайшие спектакли билетов также нет, у перекупщиков их можно найти только на октябрь: это партер за 8000 и 12 000 рублей.


Источник








comments powered by HyperComments