Несколько наблюдений о системе образования США (по следам Bledso)

3 июня 2020 г. 12:15:19

В течение последнего месяца в блоге Bledso появился ряд публикаций, посвящённых системе образования США (один, два, три). Хочу поделиться своими наблюдениями по этому проводу, поскольку некоторое время назад в силу профессиональной необходимости мне довелось побывать в Штатах 4 раза, 3 из которых общение происходило преимущественно в университетах и колледжах.

Сказать, что уже первая поездка произвела на меня неизгладимое впечатление – не сказать ничего. Мне и в страшном сне не могло привидеться, что уровень не то что профессионального, а просто общего образования даже преподавателей университетов может быть столь низким. Нет, конечно же, в своей узкой сфере многие показывали глубокое знание предмета, но лишь только вопрос оказывался чуть шире их непосредственных занятий – сразу «плыли» или несли такую чушь, что приходилось крепко держать себя в руках, чтобы не обидеть хозяев невольной реакцией.

Никогда не забуду, как нам демонстрировали работу одной из информационных систем. Среди проводивших обучающий семинар были как её разработчики и продвигающие менеджеры, так и те, кто каждый день обучает работе с ней своих студентов. Но они не смогли ответить примерно на треть вопросов, которые задавали наши специалисты, подобными системами в то время ещё не избалованные, и были потрясены, когда увидели, какие удивительные вещи можно обнаружить в их базе данных, формулируя поисковый запрос непривычными для них способами – с применением человеческого, а не искусственного интеллекта (пустили нас в свой огород ).

Но особенно поразило посещение одного из музеев, посвящённых борьбе негров за гражданские свободы, где экскурсию в качестве волонтёра вела студентка старших курсов. Среди экспонатов почётное место занимали предметы индейского быта (одежда, посуда, трубки и т.д.), и понятно, что пытливые русские люди не могли не спросить об их назначении в данной экспозиции, поскольку про индейцев, населявших прежде эти места, нигде не было ни слова. Ничтоже сумняшеся, девушка заявила, что они действительно связаны с индейцами и оказались в данном музее потому, что темнокожие американцы раньше были индейцами. Сопровождавший преподаватель удовлетворённо кивнул в подтверждение этой белиберды. Продолжить столь увлекательный опрос мы не решились, поскольку с интересом слушавший нашу беседу переводчик (советский эмигрант последней волны) пошёл красными пятнами – даже для него это было слишком.

Когда в другой раз мне пришлось пару недель прожить в университетском кампусе Иллинойского университета, я обнаружила одну из причин этого явления. Наши студенты подготовку своих рефератов, контрольных, курсовых, дипломов, не говоря уж о диссертациях, в те времена обычно вели самостоятельно (если конечно, не нанимали кого-нибудь втихую). Более того, когда я училась, никому не пришло бы в голову обеспечивать студентов списком рекомендуемой литературы – всё наиболее важное просто озвучивалось по ходу преподавания, а остальное каждый должен был добрать сам, освоив, заодно, навык поиска и отбора нужной информации, что существенно расширяет кругозор и во многом определяет направление творческой мысли. Там же подбором источников для исследования занимались профессионально подготовленные сотрудники университетского информационного центра, которые вполне официально могли не только составить список публикаций со ссылками, но и сделать подборку цитат – оставалось лишь всё это скомпоновать и красиво представить, либо использовать при проведении практической / лабораторной работы как инструкцию. В последние годы в связи с движением к дистанционному образованию и у нас стала усиливаться тенденция проделать эту подготовительную работу за учащегося, дав ему не инструмент для добывания сырья, а уже само сырьё. Результат не заставил себя ждать – теперь преподавателям всё чаще приходится заниматься не корректировкой действий подопечного по подготовке аттестационной работы, а совместным выполнением этих действий, а то и просто редактированием их результата (ибо показатели – наше всё!).

Увидела я тогда и ещё один интересный момент – студенты, благополучно справлявшиеся с выступлениями в ходе учебного процесса, не могли связать двух слов для обмена впечатлениями о совместно просмотренном фильме в клубе любителей иностранного кино. Вся работа клуба состояла в том, что каждый подыскивал какой-нибудь фильм и в назначенный день все собирались в отведённом для подобных встреч помещении студенческого общежития и запускали видео. Обмен мнениями состоял в подаче реплик типа «круто», «интересно», «не впечатлило», «главный герой – красавчик» и других в том же роде в процессе расстановки стульев и выключения аппаратуры. После чего немногочисленная компания отправлялась пить пиво в ближайший бар, где о фильме никто уже не вспоминал. То есть навык выступлений и дискуссий у них был, а умение и желание применить его вне обязательной программы отсутствовали напрочь. В моей юности всё было с точностью до наоборот – и учителям, и даже университетским преподавателям зачастую приходилось на занятиях чуть ли не под пыткой вытягивать из своих подопечных связанный текст, но по выходе из аудитории те же самые ученики вдруг взахлёб бросались обсуждать друг с другом тему, по которой только что не могли связать двух слов. И ведь очень интересные дискуссии получались, причём и по основным, и по вспомогательным дисциплинам – иногда и за полночь не могли разойтись. То есть был и навык, и умение его свободно применять. Сейчас же всё больше молодых людей, не умеющих выразить свою мысль – не случайно такой популярностью стали пользоваться курсы ораторского мастерства. Радует, что во многих школах их в последнее время стали вводить – а то ведь при проведении экзаменов в письменном виде невозможно понять, кто в какой степени овладел этим важным для жизни в обществе навыком.

Но настоящий шок я испытала от трёхчасового общения с соседкой по самолёту, которая решила свозить семью в составе 7 человек на родину предков, покинувших Россию незадолго до революции. Человек с 3-мя (!) высшими образованиями впал в ступор, когда узнал, что 1) Россия – самое большое по площади государство в мире, а США даже не на втором месте после неё; 2) Сибирь – это не отдельное государство, и Суздаль находится вовсе не там; 3) Украина несопоставимо мала по сравнению с Россией; 4) Ирак расположен очень близко к границам России и очень далеко от США. Последний пункт, подтверждённый демонстрацией карты, вызвал особо острую ломку и непроизвольный возглас: «Тогда что мы там делаем?» (дело было в разгар наведения там американского порядка). По-моему, к концу полёта несчастная женщина начала подумывать, а не сесть ли сразу на обратный рейс – а то мало ли что ещё обнаружится?

Совершенно очевидно, что американская система образования совершенно не подходит для нас. Это не означает, что она не подходит для них. Каждому, как говорится, своё. Но одно я понимаю со всей очевидностью – домашнее обучение им точно не поможет, ибо оно реально только для богачей, имеющих достаточно денег для найма хороших преподавателей, или для изолированных групп типа амишей, сохраняющих традиционное общественное образование в складчину – но последнее возможно лишь для начального образования, в лучшем случае – для общего среднего. Проблему в целом это в любом случае не решит.

Комментарии читателей ZH по поводу проблем высшего образования США (Bledso)

Комментарии читателей ZH по поводу проблем высшего образования США (Bledso)

"Так им и надо за изнасилование народа в мозг в течение последних 30 лет." /из комментариев/ Обсуждение статьи Коронавирус наносит удар по высшему образованию США уже набрало сотню комментариев, а к исходной статье на ZeroHedge их 5 сотен. Наиболее яркие из них приведены в этой публикации. Сначала думал ограничиться парой десятков комментариев, но остановиться было невозможно, поэтому...

Для России сейчас главное свернуть с этой негодной тропы окончательно и бесповоротно и вернуть ту систему, которая была нам присуща на протяжении многих столетий – систему фундаментального образования вкупе с воспитанием (причём фундаментального с первого года обучения) в виде сочетания общественного, государственного и домашнего вариантов его получения с едиными, простыми и открытыми критериями оценивания его уровня по окончании каждой ступени и с невозможностью перехода на следующую ступень (класс в школе, семестр в вузе) без минимально удовлетворительного освоения предыдущей.

Источник


Источник