"Бунтующие мэры": новый украинский раскол

30 июня 2020 г. 22:09:00

С самого обретения независимости Украина несколько раз оказывалась под угрозой раскола. И хотя старая борьба между западными и восточными регионами страны пошла на спад, вместо нее на передний план выходит новая угроза конфликта. На Украине вовсю развивается противостояние между центральной властью и региональными группировками на местах.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОВАЛ

Владимир Зеленский стал президентом Украины в мае 2019 года, обещая масштабные реформы и выступая рупором перемен в стране. Это касается и региональной политики, в рамках которой приоритетом команды нового президента стало укрепление вертикали власти на местах.

Уже в июне 2019 года Зеленский отправил в отставку 18 из 24 губернаторов, а чиновники из Офиса президента (бывшей Администрации президента) делали заявления, что глава государства и вовсе хочет полностью обновить состав глав регионов. Также президентская команда нацелилась и на смещение мэра столичного Киева Виталия Кличко, однако пока это не осуществила.

В дальнейшем Зеленскому за первый год на посту президента удалось поменять всех глав украинских областей, а в некоторых случаях даже несколько раз. Однако, по мнению экспертов, новые губернаторы не пользуются особой поддержкой на местах, а кадровая политика главы государства носит хаотичный характер.

Желанию президента упрочить контроль над регионами мешают сразу два серьезных препятствия. С одной стороны, это проводящаяся децентрализация, которая логичным образом усиливает позиции местных властей. А с другой стороны, сопротивление региональных кланов, которым совсем не нравится политика Зеленского по смене кадров и антикоррупционной борьбе. В этой ситуации главы больших городов – Львова, Одессы, Харькова и Киева, которые находятся в тесных отношениях с местными и общегосударственными олигархическими кланами, становятся противниками президентского курса.

Необходимо заменить, что первым децентрализовать систему управления на Украине пытался еще президент Виктор Ющенко во второй половине 2000-х годов. Однако все усилия центральной власти в этой сфере, по мнению экспертов, начинают тормозиться ею же самой, когда становится ясно, что реальные полномочия в результате реформы попадают в руки региональных кланов, а не местного самоуправления.

Собственно, сам Зеленский лишь продолжил политику, начатую еще его предшественниками. Эксперты считают, что в этом случае у него нет особого выбора, так как децентрализация выступает важной частью интеграции Украины в Евросоюз, и она пользуется активной поддержкой и финансированием международных институтов. Не стоит забывать и о том, что реформа местного самоуправления имеет связь с Минскими соглашениями, которые предусматривают децентрализацию и особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, территорию которых сейчас занимают Донецкая и Луганская Народные Республики.

Но при новом президенте региональная политика фактически столкнулось с той же самой проблемой: реформирование местного самоуправления по европейским стандартам плохо соотносится с тем фактом, что это самоуправление фактически находится в руках региональных кланов, выступающих против президентского курса. На западе Украины власть контролируют сторонники бывшего президента Петра Порошенко, которого Зеленский победил на выборах. А в юго-восточной части местное самоуправление находится в руках преемников Партии регионов, в прошлом поддерживавших другого бывшего президента Виктора Януковича. Все они относятся к нынешнему главе государства, мягко сказать, прохладно.

Особой проблемой выступает часть Донбасса, которая контролируется украинской властью. Дело в том, что там некоторые мэры находятся на своих должностях уже на протяжении десятилетий. Так, глава города Бахмут Алексей Рева пришел к власти еще до распада СССР – в 1990 году. Подобные политические «тяжеловесы» успешно пережили всех предшественников Зеленского и с большой долей вероятности переживут и его. В этих обстоятельствах контроль центральной власти над многими городами Украины становится в значительной степени условным.

БУНТ НА МЕСТАХ

Пандемия коронавируса, пришедшая на Украину в 2020 году, окончательно превратила до того скрытый конфликт между центром и регионами в открытую борьбу. При введении первых же ограничений карантинного характера президент столкнулся с «фрондой», то есть с неповиновением влиятельных местных руководителей.

Первым против политики Зеленского выступил глава Харькова Геннадий Кернес, который был избран в 2010 году еще от Партии регионов. Один из сторонников президента Януковича и активный противник Евромайдана, Кернес позже сменил свою позицию и поддержал Порошенко. А к Зеленскому харьковский мэр находится в оппозиции.

Так, он не поддержал закрытие метро Харькова в период карантина и подчинился центральной власти только в результате того, что президент открыто пригрозил ему уголовной ответственностью. Однако дальше Кернес вместе с главой местного антикризисного штаба олигархом Александром Ярославским ввязался в конфликт уже с главой областной государственной администрации (губернатором) Алексеем Кучером, которого на пост назначил Зеленский. Мэр обвинил главу региона в том, что тот самоустранился от борьбы с пандемией, а Кучер, в свою очередь, высказался в том духе, что Кернес занимается публичным вымогательством, а его штаб – это лишь фикция.

Апогея же противостояние центральной и местной властей достигло в момент бунта мэра города Черкассы Анатолия Бондаренко. Избранный при поддержке оппозиционной партии Всеукраинское объединение «Батькивщина» в 2015 году, Бондаренко самовольно ослабил карантин в городе, проигнорировав сроки, которые были рекомендованы правительством. В ответ на раннее смягчение карантина в Черкассах президент Зеленский на пресс-конференции в мае 2020 года назвал Бондаренко бандитом, имеющим 19 уголовных дел.

Бондаренко же обвинил центральную власть в политике двойных стандартов, поскольку ограничения угрожают разорить малый бизнес, но при этом не касаются крупных сетей гипермаркетов. Угрозы же со стороны главы государства лишь придали ему решимости – мэр сделал заявление, что Черкассы как столица украинских казаков готовы сопротивляться распоряжениям центральной власти. Кроме того, Бондаренко подал против Зеленского иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, попросив суд взыскать с него 1 гривну.

Эксперты отмечают, что в поддержку черкасского «бунтаря» стали выступать и главы других городов, по большей части с запада Украины – Львова, Мукачево, Ивано-Франковска и других. В прессе же начали сравнивать ситуацию в Черкассах с Донбассом в 2014 году.

Однако, по мнению экспертов, о действительной угрозе сепаратизма на Украине говорить пока рано. Более вероятным вариантом выступает формирование новой линии раскола – между центральной властью и региональными кланами, которые хотят сохранить свои полномочия и существующий статус-кво через реформу децентрализации и лозунги об автономии местного самоуправления.

НОВАЯ ПАРТИЯ МЭРОВ

Как считают эксперты, борьба между президентом и главами крупных украинских городов уже достигла той стадии, при которой вторые вполне могут объединиться в рамках условной «партии мэров». А с поддержкой местных влиятельных кланов она вполне может выступить серьезным противником для пропрезидентской партии «Слуга народа».

Нужно отметить, что у этих региональных кланов нет единого взгляда на будущее страны. И если группы с западной и центральной части Украины, по мнению экспертов, стремятся к возвращению патриотически-коррупционных времен Порошенко, то юго-восточные кланы скорее желают восстановить условную эпоху Януковича. Однако все они находятся в оппозиции к президенту Зеленскому и складывающему политическому центру, так как обе группы вполне устроила бы расколотая Украина, где кланы могут успешно решать свои вопросы под прикрытием общественных баталий о вступлении в НАТО и ЕС, и статусе русского языка.

Эксперты выделяют у таких региональных кланов следующие общие черты: консерватизм, связи с церковью и уважение «семейных ценностей». Эти консервативные тенденции проявляются не только в желании вернуть ту или иную эпоху прошлого, будь то времена Порошенко или Януковича, но и в противостоянии реформам Зеленского, выступающего в современной Украине главным мотором перемен.

Собственно, президент уже предпринимал попытки ограничить полномочия местных руководителей. Так, в Офисе президента был разработан проект изменений избирательного законодательства. Его основной сутью стал допуск к выборам только тех партий, которые выдвинут кандидатов в 2/3 регионов страны. Это должно было помешать региональным блокам войти в парламент. Однако в результате противодействия местных элит, хорошо понявших, чем им грозит воплощение проекта в жизнь, Зеленский был вынужден отказаться от своих планов.

В начале мая по инициативе мэра столицы Виталия Кличко между главами крупных городов состоялись секретные консультации, посвященные созданию новой политической организации для участия в местных выборах, которые пройдут в октябре 2020 года. В них участвовал, например, глава города Днепр (бывший Днепропетровск) Борис Филатов. Через две недели Кличко и Филатов официально подтвердили, что ведут переговоры о формировании условной «партии мэров», целью которой будет являться защита интересов местного самоуправления.

Все это подтверждает мнение экспертов о том, что борьба с «партией мэров», выражающей интересы настроенных против реформ консервативных сил, является одним из главных вызовов для второго года президентства Владимира Зеленского.

БУДУЩЕЕ РАСКОЛА

По мнению экспертов, переоценивать проект «партии мэров» не стоит. В недавней истории Украины это далеко не первая подобная инициатива. Так, партия «Доверяй делам», которую можно считать прообразом объединения мэров, созданная главами Харькова и Одессы Геннадием Кернесом и Геннадием Трухановым, на парламентских выборах прошлого года с треском провалилась, не пройдя в Верховную Раду.

Кроме того, попытка превратить партию мэров в общегосударственное объединение неизбежно обострит региональные противоречия. Региональные кланы с запада и востока Украины противостоят друг другу едва ли не больше, чем президенту Зеленскому. И поэтому представить в рамках одной партии, например, главу Ивано-Франковска Руслана Марцинкива, представляющего националистов из партии «Свобода», и мэра Харькова Геннадия Кернеса, бывшего члена «Партии регионов» Януковича, использующего ностальгию по временам СССР, достаточно сложно. Как считают эксперты, более вероятным вариантом выступает формирование региональных блоков, которые бы объединяли глав городов востока или запада Украины, имеющих общие интересы.

А взаимная неприязнь между региональными силами Запада и Востока дает шанс президенту Зеленскому столкнуть их друг с другом, ослабить и воспользоваться этим для укрепления собственной власти. Однако это достаточно опасный вариант, грозящий, в случае слишком активного противостояния между группировками, утратой контроля над регионами и ростом сепаратизма на Украине.

В любом случае, сумеют ли мэры городов договориться друг с другом или нет, местные выборы в октябре этого года будут для президента Украины очень сложными, а его противостояние с региональными кланами может стать долговременным фактором внутренней политики страны. И от того, насколько успешно Владимир Зеленский сумеет разрешить эту проблему, во многом будет зависеть оценка всего его президентства в будущем.


Источник