Планы создания морской приборостроительной корпорации в России

29 ноября 2016 г. 20:28:27

Как сообщают Максим Солопов и Инна Сидоркова в статье "Корпорация военно-морских приборов", опубликованной ресурсом "Газета.ру",

Минпромторг предложил передать госкорпорации «Ростех» пять крупнейших производителей оборудования для военных кораблей и подлодок. На их основе планируется создать новую «национальную судостроительную корпорацию приборостроительного типа». Ранее в правительстве и ВМФ критиковали отечественную судостроительную промышленность за недостаточно активное импортозамещение приборов для кораблей.

В понедельник на официальном портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный Минпромторгом проект президентского указа о передаче госкорпорации «Ростех» 100% акций находящихся в федеральной собственности концернов «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», «Гранит-Электрон», «Моринформсистема-Агат», «Океанприбор» и Научно-производственного объединения «Аврора».

Новая корпорация для импортозамещения

В пояснительной записке к документу под названием «Об имущественном взносе Российской Федерации в государственную корпорацию «Ростех» перечисленные предприятия называются «интегрированными структурами судостроительной промышленности приборостроительного профиля».

В отсеках атомной подводной лодки проекта 955 "Юрий Долгорукий" (с) dizst.livejournal.com/

По мнению Минпромторга, включение указанных активов в «Ростех» обеспечит реализацию единой научно-технической и производственно-технологической политики в отрасли, а также позволит создать «крупную национальную судостроительную корпорацию приборостроительного профиля, способную конкурировать с ведущими зарубежными промышленными компаниями».

Вновь созданная структура будет выполнять в интересах Министерства обороны и других госзаказчиков «контракты по всему жизненному циклу изделий с дальнейшим развитием конкурентоспособности на основе построения многоуровневой кооперации и консолидации научных и производственных мощностей».

Летом прошлого года издание «Фонтанка» опубликовало статью о проблемах с импортозамещением оборудования для отечественных военных кораблей. 2 июля в Петербурге прошло заседание Морской коллегии при правительстве России под председательством курирующего ОПК вице-премьера Дмитрия Рогозина, на котором присутствовали чиновники Минпромторга, главы судостроительных компаний, исследовательских институтов. По данным издания, все они «пришли к общему выводу: в идею импортозамещения в судостроительной отрасли вложены миллиарды рублей и, как выяснилось, бесполезно».

Выступая на коллегии, Рогозин, по данным «Фонтанки», заявил, что, несмотря на указания президента, в конкурсную документацию на заказ судов и кораблей вписывается конкретное иностранное оборудование с точным названием марки и фирмы-производителя, что исключает отечественные предприятия уже на начальном этапе их проектирования.

На этом же совещании выступил и замглавы Минпромторга Андрей Дутов, который напомнил, что около 60–70% стоимости каждого военного корабля приходится на оплату изделий машиностроительных и приборостроительных компаний.

Он перечислил, по его словам, все шесть предприятий, которые занимаются изготовлением приборов для ВМФ, — концерны «Моринформсистема-Агат», «Гранит-Электрон», «Океанприбор», ЦНИИ «Электроприбор», НПО «Аврора» и единственная в списке частная компания «Транзас». Однако вся элементная

база в этих приборах — то есть составные части этих изделий — полностью иностранная, уверяла «Фонтанка» со ссылкой на Дутова. «Во всех программах импортозамещения элементная база занимает основную тему: что нужно замещать, как и от чего избавляться, как найти партнеров, которые будут надежно и качественно поставлять в Россию данную элементную базу, и так далее», — цитировало издание замминистра.

Другая проблема в приборостроении, по словам чиновника, в том, что «практически все производится в единичном экземпляре, поэтому цена возрастает, а качество, которого необходимо достигнуть, не достигается».

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, по данным «Фонтанки», якобы даже назвал идею импортозамещения в области судового машино- и приборостроения «провалившейся».

Согласно протоколу заседания, на которое ссылается «Фонтанка», Рогозин также поручил Минпромторгу, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и ЦНИИ «Курс» (входит в концерн «Моринформсистема-Агат») до конца 2015 года изучить вопрос создания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «способные обеспечить проектирование и производство современного конкурентоспособного оборудования».

Однако в предложениях Минпромторга последняя структура не упоминается.

В марте 2016 года «Российская газета», со ссылкой на источники в Минпромторге и ОСК, писала, что для проведения единой научно-технической политики, стандартизации и унификации продукции судового машиностроения и приборостроения на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» будет создан Совет главных конструкторов, который «в условиях действия антироссийских санкций и насущных задач импортозамещения» будет координировать отрасль. В совет пригласили в том числе и представителей концернов «Аврора», «Гранит-Электрон», «Океанприбор», «Моринформсистема-Агат», ЦНИИ «Электроприбор».

В статье также обращалось внимание, что при создании судна, корабля или подводной лодки до 80% стоимости приходится на комплектующее оборудование, значительную часть которого российские верфи и КБ были вынуждены приобретать за границей.

«Мы могли в срок и качественно построить корпус судна — например, рыболовецкого траулера или сухогруза. Корпус прочный, вплоть до ледового класса, с прекрасными мореходными качествами и управляемостью. Но всю принципиальную начинку, техническое оснащение везли из-за рубежа», — писала правительственная газета.

Однако «Крыловский центр» также не упоминается в проекте Минпромторга.

«Слышим впервые от вас»

В пояснительной записке к предложению Минпромторга перечислены основные активы пяти предприятий.

«Моринформсистема-Агат» объединяет, в свою очередь, Научно-производственное объединение «Марс», Центральный научно-исследовательский институт «Курс», Производственное объединение «Бином», Научно-производственное предприятие «Калужский приборостроительный завод «Тайфун», Производственное объединение «Комета», Научно-производственную фирму «Меридиан», завод «Изумруд», конструкторское бюро «Аметист», заводы «Топаз» и «Салют», завод «Электроприбор», Камчатский гидрофизический институт и Научно-исследовательский институт «Атолл».

Эти предприятия создают интегрированные боевые информационные и управляющие системы для кораблей, корабельные и береговые радиолокационные системы навигации, управления и обработки радиолокационной информации, системы управления артиллерийскими и ракетными комплексами, системы совместного безопасного применения оружия корабля, системы измерения и компенсации собственных электромагнитных полей кораблей и подводных лодок, программно-аппаратные комплексы сбора, передачи и обработки гидрофизической информации.

Заместитель гендиректора «Моринформсистема-Агат» Владимир Наумов рассказал «Газете.Ru», что руководству предприятия «совершенно ничего не известно» о подготовке Минпромторгом решения по передаче его активов «Ростеху».

«Слухи ходили, но слухами мы не оперируем, — говорит Наумов. —

Что Минпромторг подготовил какие-то документы, да еще и с проектом указа, мы впервые слышим от вас.

Тогда у меня у самого вопрос: с кем это согласовывается, каковы дальнейшие действия Минпрома? Хотелось бы знать».

Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора» включает в себя открытое акционерное общество «Нептун». Предприятие разрабатывает и производит боевые информационно-управляющие системы для надводных кораблей, подводных лодок, специальных подводных аппаратов, морских и речных судов, а также системы управления ядерными энергетическими установками. Среди прочего предприятие «Аврора» производит системы управления для новейших российских подлодок серии 636.3.

«Океанприбор» включает в себя предприятия «Водтрансприбор-Пуск», Таганрогский завод «Прибой», Научно-исследовательский институт «Бриз», Производственный комплекс «Ахтуба», Научно-исследовательский институт гидросвязи «Штиль», завод «Водтрансприбор», «Северный Рейд», НПП «Радуга», завод «Полярная звезда». Приоритетное направление деятельности предприятий — производство гидроакустической техники гражданского и военного назначения, а также исследования в области прикладной гидроакустики.

Представители концернов «Океанприбор» и «Аврора» не смогли предоставить оперативный комментарий.

В концерне «Гранит-Электрон», куда входят открытые акционерные общества «Равенство», «Саратовский радиоприборный завод», «Равенство-Сервис», «Завод им. А.А. Кулакова», «Северный пресс», «Петровский электромеханический завод «Молот», от любых комментариев отказались.

Его предприятия разрабатывают и производят системы управления стрельбой противолодочным и противоторпедным оружием надводных кораблей, радиотехнические комплексы освещения надводной обстановки и целеуказания корабельного оружия, радиолокационные станции морского и подвижного наземного базирования, информационно-управляющие комплексы радиоэлектронного вооружения.

«Ожидается синергетический эффект»

В акционерное общество «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» входят Алтайский приборостроительный завод «Ротор», ОАО «Каспийский завод точной механики», а также в соответствии с указом президента подлежит включению завод «Прибор». Они разрабатывают, производят, занимаются модернизацией и сопровождением в эксплуатации навигационной техники и средств связи для надводных кораблей и подводных лодок, а также морских и речных судов.

Гендиректор «Электроприбора» Владимир Пешехонов подтвердил «Газете.Ru», что ему известно о подготовке решения по передаче предприятия «Ростеху».

«Да, конечно, мы в курсе. Мы госпредприятие и поэтому принимаем к исполнению это решение. «Ростех» – очень широкая корпорация, а мы работаем не только на судостроение. Решение вполне логичное: после вхождения в «Ростех», где занимаются близкими вопросами, ожидается синергетический эффект», — рассказал Пешехонов.

По его словам, сейчас в России происходит повсеместное «укрупнение структур». «Все время относительно небольшие концерны типа нашего последовательно вводятся в более крупные структуры», — пояснил гендиректор предприятия.

«Может развиваться специализация, может быть, некоторые вещи, которые мы сейчас делаем сами, будем получать от других организаций из «Ростеха». Вполне вероятно, что там некоторые технологические процессы лучше освоены, — рассуждает Пешехонов. — Например, мы только начинаем осваивать аддитивные технологии: речь идет о «наращивании» или своего рода порошковой металлургии. Может быть, в «Ростехе» есть предприятия, которые далеко продвинулись в этой области. Это поможет сэкономить нам деньги при выполнении некоторых работ. Особенно когда производится что-то новое. С другой стороны, мы сами обладаем рядом компетенций, которые мало у кого есть в государстве»

Официальные представители Минпромторга и «Ростеха» предоставить оперативные комментарии не смогли.

Однако в пояснительной записке к проекту президентского указа уточняется, что, по мнению Минпромторга, накопленный в «Ростехе» опыт по созданию холдинговых компаний оборонно-промышленного комплекса позволит «обеспечить проведение всех необходимых корпоративных процедур и значительно сократить время формирования объединенной интегрированной структуры». Этому поможет существующая в компании «вертикаль корпоративного управления».

Формирование новой корпорации для судостроительной промышленности позволит «Ростеху» «позиционироваться по основным показателям деятельности (объему выручки, рентабельности EBITDA, рентабельности по чистой прибыли, выработке на одного работника, производительности труда и др.) в одном ряду с ведущими зарубежными компаниями», подчеркивают авторы проекта.

Новые активы для «Ростеха» не станут самыми прибыльными и даже станут своего рода обременением для гигантской корпорации, считает директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Экономить при распределении гособоронзаказа будут в первую очередь на флоте», — объясняет Пухов.

При этом ОСК, по мнению эксперта, уже сейчас несет большие убытки, в то время как «Ростех» превратился в «теневое министерство оборонной промышленности», куда помимо убыточных активов входят и корпорации, которые прочно стоят на ногах и приносят прибыль, такие как «Вертолеты России», концерн «Радиоэлектронные технологии» или Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК).

bmpd


Источник





comments powered by HyperComments