Украинская «оборонка» загибается после разрыва с Россией

16 сентября 2020 г. 20:01:08

Проблемы на крупнейших украинских оборонных предприятиях начались сразу после госпереворота в 2014 году. Передача технологий, продажа оборудования и сворачивание производства – вот что ожидало украинскую «оборонку» в ближайшие пять лет. Компании понесли гигантские убытки, прекратив сотрудничество с Россией, чему немало поспособствовали американские покровители Киева.

Лидер советского двигателестроения «Мотор Сич» после распада СССР продолжил работать с Россией, благодаря чему компании не только удалось пережить 90-е, но и стать одним из самых крепких звеньев в украинском ОПК. Россия приобретала почти 80% продукции завода. Дружба кончилась в 2014-м, когда новые киевские власти потребовали порвать все связи с Москвой. Новоиспеченный президент Незалежной Петр Порошенко наложил табу на любое военно-техническое взаимодействие с Россией. При этом в Киеве прекрасно понимали, что прекращение торговых отношений с Москвой спровоцирует безработицу в Украине и ликвидацию многих промышленных предприятий.

По требованию новой, прозападной власти компания «Мотор Сич» заморозила поставки в Россию всех изделий – самолётных двигателей, газотурбинных двигателей для крылатых ракет, двигателей для военных вертолетов. «Мотор Сич» даже отказалась от сервисного сопровождения техники. Некогда процветающее украинское предприятие потеряло большой рынок сбыта в лице России и понесло огромные убытки.

Киев отвернулся от Москвы, и Минобороны РФ было вынуждено экстренно налаживать работу по полному импортозамещению комплектующих изделий из Украины. К счастью, программу импортозамещения удалось успешно реализовать даже в такой сложной и наукоемкой отрасли, как двигателестроение. Уже к середине 2015-го российские специалисты при поддержке военного ведомства освоили производство двигателя ВК-2500 для Ми-8 и Ми-17. На эти же силовые установки заменили украинские ТВЗ-117, которые ставили на ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник». Предприятия «Ростеха» наладили выпуск двигателей Д-18Т для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Сегодня все российские самолёты и вертолеты оснащаются отечественными двигателями.

В 2018 году украинскую «Мотор Сич», чтобы спасти от разорения, продали частной китайской компании. Но украинский суд наложил арест на сделку. В Киеве не хотят терять контроль над компанией и потому обвинили президента «Мотор Сич» в «госизмене и попытках вывести мощности завода за границу». Не последнюю роль в этом деле сыграли Соединенные Штаты. Госсекретарь США Майк Помпео выразил обеспокоенность планами продажи завода Китаю, ведь сейчас КНР для американцев – соперник номер один. Скорее всего, недовольство Вашингтона и стало причиной, по которой «Мотор Сич» не попал в руки китайцев. Впрочем, даже если руководству «Мотор Сич» удастся урегулировать дело с продажей акций и обойти вето, наложенное украинским судом по требованию США, особой выгоды ни компания, ни оборонная промышленность Украины в целом не получат. Вырученные от продажи деньги придется потратить на погашение долгов.

«Мотор Сич» – не единственное предприятие, разорвавшее прочные интеграционные связи с Россией после украинского госпереворота. Серьезно пострадал «Южмаш» – один из лидеров ракетно-космической отрасли СССР, а впоследствии Украины. В 2014-ом контракты по ракетам «Зенит» прекратили своё действие. Компания потеряла более полумиллиарда рублей, лишилась постоянных денежных вливаний, в связи с чем задолжала собственному персоналу. Последовали массовые сокращения. Сейчас у «Южмаша» нет средств даже на оплату электроэнергии и утилизацию высокотоксичного топлива. Заказы от государства не поступают уже пять лет.

Под асфальтовый каток политических перемен попал и Харьковский танковый завод имени Малышева. В прошлом настоящий промышленный гигант, этот украинский завод, как и многие другие, прекратил с Россией совместную работу. Первый же зарубежный контракт потерпел фиаско: украинцы обещали Таиланду поставку 54 танков Т-84У «Оплот», но в итоге не смогли собрать ни одной машины. Обманутый Таиланд расторг сделку с Украиной и закупил бронетехнику у Китая.

Госпредприятие «Антонов» постигла та же печальная участь. Раньше более 150 российских компаний поставляли комплектующие для среднемагистрального самолета Ан-148 – планировалось, что завод изготовит почти 600 таких машин для стран СНГ. Москва и Киев даже договорились о строительстве сборочной линии в Воронеже. Теперь комплектующих нет, и «Антонов» уже много лет не может продать ни одного самолета.

На днях стало известно, что к санкциям готовится Харьковский авиационный завод. Дело в том, что три года назад завод опрометчиво подписал договор с американской компанией Oriole Capital Group. В соглашение с западной фирмой было указано, что она (возможно) инвестирует в предприятие 150 миллионов долларов. Взамен от Харьковского авиазавода требовалось прекратить сотрудничество с другими зарубежными компаниями. Прошли годы, а авиазавод так и не получил обещанных денег от потенциальных американских инвесторов и теперь балансирует на грани банкротства.

Вывод из всего вышесказанного следует один: Украина в погоне за «светлым демократическим будущим» и «американской мечтой» отказалась от прочных, поверенных временем связей с Россией, что привело к неминуемому краху украинского ОПК. И пусть Киев никогда в этом не признается, но мы-то знаем – с Россией было лучше.


Источник