Украинское танкостроение скончалось

13 июня 2019 г. 21:33:41

Один из самых амбициозных военно-промышленных проектов Украины можно считать похороненным. Украинский танк БМ «Оплот», который в свое время так расхваливал Порошенко, больше не будет производиться. Почему Украина оказалась бессильна поддерживать выпуск столь важной для нее техники и как на это повлиял разрыв Киева с Москвой?

Сейчас вспоминать об этом на Украине крайне непопулярно, но широко разрекламированный в украинской прессе и специализированных военных журналах «уникальный» танк «Оплот» фактически являлся лишь глубокой модернизацией одного из последних основных танков разработки СССР – Т-80.

Разработанный в 1969–1976 годах на Кировском заводе в Ленинграде, танк Т-80 представлял собой, пожалуй, одно из лучших творений советской танкостроительной школы. Он стал одним из самых массовых танков, произведенных в СССР – всего за период с 1976 по 1998 год было произведено более 10 000 танков этого семейства и различных военных и гражданских машин на основе его шасси и конструкции.

В силу своей массовости Т-80 производился сразу на трех предприятиях. Основное его производство было налажено на Кировском заводе в Ленинграде, танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД с дизельным двигателем – на заводе имени Малышева (ХЗТМ) в Харькове.

Привлечение «малышевцев» к производству Т-80 было неслучайным – основой для Т-80 послужил танк Т-64А, до этого также производившийся в Харькове. При этом завод в Ленинграде производил модели Т-80, Т-80Б и Т-80У с новым, газотурбинным двигателем, а в Харькове было развернуто производство модели Т-80УД с более привычным дизельным.

Как оказалась, модная газовая турбина, установленная на Т-80, подходила отнюдь не для всех условий эксплуатации, а желание окончательно списать танковые дизеля оказалось всё-таки преждевременным. Однако на «обратную» модернизацию Т-80 под новый, улучшенный дизель 6ТД производства Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению также потребовалось время – в силу чего производство танка Т-80УД с этим мотором было освоено на ХЗТМ только в 1987 году, уже под закат СССР.

Столь подробное описание «генезиса» будущего БМ «Оплот» неслучайно. Современный боевой танк производится сразу сотней различных предприятий-смежников, каждое из которых отвечает за небольшую часть готового изделия – начиная от броневой стали или специального литья и заканчивая приборами прицеливания, динамической защитой или танковыми двигателями. Как следствие, даже после его адаптации в вариант Т-80УД «дедушка» будущего «Оплота» был во многом зависим от предприятий-смежников из РСФСР, которые традиционно сотрудничали с Кировским заводом в Ленинграде.

Выбор «незалежной»

Распад Советского Союза поставил ХЗТМ перед трудным выбором: на предприятии к тому времени производилось сразу два основных боевых танка – уже упомянутый Т-80УД и достаточно поздняя модификация собственной разработки «малышевцев» – танк Т-64БВ. Он представлял собой глубокую модернизацию изначальной модели Т-64 (от которой, напомним, разрабатывали и Т-80 на Кировском заводе).

Само по себе семейство Т-64 было не менее удачным, чем Т-80 – всего за годы существования СССР было произведено тоже более 10 000 танков различных модификаций: Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-64БВ и ряда других. Однако, по состоянию на 1991 год, конечно же, даже последняя модификация Т-64БВ всё-таки проигрывала Т-80УД. Сказывалось то, что второй танк вобрал в себя всё развитие танковой мысли последних 20 лет существования СССР, в то время как Т-64БВ всё-таки приходилось модифицировать от изначального Т-64, начатого в проектировании еще в 1960 году.

Отсюда следовал и ожидаемый выбор ХЗТМ – завод решил провести очередную модернизацию Т-80УД, которая была начата в 1992 году и получила название Т-84. В новом варианте танк получил усовершенствованный дизельный двигатель 6ТД-2, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения, улучшенную динамическую защиту и комплексы электрооптической активной защиты от высокоточного оружия. Эта модернизация учитывала опыт конфликтов конца 1980-х – начала 1990-х годов (например, первой войны в Ираке), которые показали, что старые советские танки производства 1960-х годов уже значительно уступают новой бронетехнике стран НАТО.


Источник