«Чёрный август» американского флота

2 сентября 2019 г. 14:32:44

Владимир Щербаков

Кадровые потери, которые только за один месяц понесли ВМС США, наводят на мысль, что не всё ладно с «непобедимой армадой»

Россияне уже привыкли, что последний месяц лета богат на разного рода неприятности и катаклизмы. Но тут оказалось, что эта традиция не обошла стороной и наших заокеанских «партнёров», в первую очередь их военный флот: к концу августа в военно-морских силах США лишились должностей сразу пять старших и высших офицеров - от лейтенант-коммандера (соответствует российскому званию «капитан 3 ранга») до контр-адмирала. Если так пойдёт и дальше, то по текучести кадров американский флот может оказаться впереди планеты всей.

Любвеобильный адмирал

Первым под «раздачу» попал контр-адмирал Стивен Уильямсон, занимавший должность директора по производственным вопросам в Командовании кораблестроения и вооружения ВМС (Naval Sea Systems Command - NAVSEA), которое часто также именуют Командованием морских систем. Как сообщила ресурсу Military.com официальный представитель NAVSEA Коллин О’Рурк, отстранили адмирала от должности по решению его начальника вице-адмирала Томаса Мура после того, как в ходе расследования выяснилось, что директор, хотя и «по обоюдному согласию», завёл «неподобающие личные отношения». Так что служебные романы, насколько можно судить, хорошо заканчиваются только в кино, а в жизни служебные адюльтеры чаще всего пагубно сказываются на блистательных карьерах.

Контр-адмирал Стивен Уильямсон.

Впрочем, суровых мер к заслуженному морскому волку применять не стали - его просто перевели в Научно-исследовательское управление ВМС (Office of Naval Research - ONR), где, судя по всему, он будет занимать достаточно ответственный пост, продолжая трудиться на благо флота в соответствии со своей специализацией.

Адмиралу, как представляется, повезло лишь потому, что интрижка произошла с обоюдного согласия, поскольку иначе он с лёгкостью мог «загреметь» и под трибунал. Не помогли бы ни заслуги, ни многочисленные награды, включая орден «Легион почёта». Ну а так он всего-то лишился своего поста, не дослужив примерно месяц до второй годовщины пребывания в должности.

Но не прошло и одиннадцати суток, как на «скамейку штрафников» отправился ещё один высокопоставленный флотский начальник. На этот раз по причине «утраты доверия» со своего поста был освобождён кэптен Тэрон Тул - руководитель расположенного в Пенсаколе Учебного центра подготовки медицинских специалистов ВМС (Navy Medicine Operational Training Center - NMOTC). «Кэптен» - это отнюдь не капитан, как многие обычно считают, это воинское звание, соответствует нашему званию «капитан 1 ранга». Так что уровень у второго принудительно освобождённого от обязанностей командира - тоже немаленький.

Решение об отстранении кэптена Тула от должности приняла контр-адмирал Тина Дэвидсон - глава Командования обучения, подготовки и материально-технического обеспечения (Navy Medicine Education, Training and Logistics Command – NMETLC). Это командование входит в состав Главного медицинского управления ВМС (U.S. Navy Bureau of Medicine and Surgery) и отвечает за все этапы специальной подготовки флотских и морпеховских медиков.

Официальный представитель Главного медицинского управления ВМС Анжела Стедман не сообщила прессе причину такого решения руководства. «Просто примите к сведению, что контр-адмирал Дэвидсон утратила веру в то, что кэптен Тул способен осуществлять руководство (вверенным ему центром) и поддерживать оперативную готовность и выполнять поставленную задачу», - сообщила она ресурсу Task & Purpose. Вот и всё, понимай, как хочешь...

Впрочем, поскольку представитель Главного медицинского управления ВМС особо отметила, что снятый с должности американский «капраз» не стал фигурантом какого-либо расследования или преследования, причина такого решения может лежать в сугубо профессиональной плоскости, но в то же время не являться столь серьёзной, чтобы по этому поводу заводить административное или уголовное дело.

По причине «утраты доверия» со своего поста был освобождён кэптен Тэрон Тул.

Возможно, причиной «отсутствия способности руководить» стало то обстоятельство, что половина из 30-летней службы кэптена Тула прошла в военно-морском резерве, а на действительную службу он пришёл только в 2004 году. И тут уж действительно лучшее решение - это с глаз долой и назначение на другой пост, где не надо проявлять высоких волевых качеств, руководя многочисленными подразделениями, разбросанными по всей стране.

Секретный старпом-физик

После разборок с представителями береговых служб флота настала очередь и плавсостава. И первым здесь «отличился» лейтенант-коммандер Джонатан Себик - старший помощник командира многоцелевой атомной подводной лодки «Джимми Картер», 19 августа его отстранили от исполнения служебных обязанностей по причине некоего «персонального поведения». Причём в отношении старпома начали служебное расследование. Об этом журналистам Navy Times сообщила официальный представитель подводных сил Тихоокеанского флота ВМС США коммандер Синтия Филдс, тоже не пожелавшая раскрыть какие-либо подробности этого дела.

Заметим, что «Джимми Картер» - не просто одна из подлодок американского флота. Это уникальный боевой корабль - третий и последний в семействе субмарин типа «Сивулф», созданных на заключительном этапе «холодной войны» с целью завоевания господства в глубинах океана в условиях жёсткого противостояния с многочисленными подводными силами советского Военно-морского флота. Но самое главное, эти подлодки должны были, наконец, сокрушить долго не дававшие покоя американским адмиралам «бастионы советского флота», под которыми специалисты ВМС США понимали районы морей вблизи военно-морских баз и пунктов базирования ВМФ СССР. Именно в этих районах несли боевую службу стратегические подлодки-ракетоносцы, которые надо было найти и уничтожить.

Главное отличие «Джимми Картера» от предшественниц - установленная позади его рубки многофункциональная секция (Multi-Mission Platform, или MMP), которая имеет длину около 33 метров и вес в 2.500 тонн и оборудована специальным «океанским интерфейсом» (Ocean Interface section), получившим в американском флоте неофициальное прозвище «Осиная талия» (Wasp Waist).

Лейтенант-коммандер Джонатан Себик.

Секция эта установлена вне прочного корпуса, но в пределах размерений подводной лодки и с обеспечением свободного прохода личного состава из носа в корму. Фактически это устройство модульного типа, которое в зависимости от текущей оперативно-тактической обстановки позволяет быстро варьировать набор загружаемых в этот «спецотсек» средств: необитаемые подводные аппараты; различные буи и датчики; боеприпасы типа «оставь за собой» (американские военные употребляют термин «leave-behind weapons», такие боеприпасы срабатывают или встают на боевой взвод, когда субмарина-носитель уже покинула район операций); групповые подводные носители для бойцов Командования спецопераций ВМС (группы спецназовцев численностью до 50 человек с вооружением и снаряжением могут размещаться внутри подлодки в специальной секции длиной около 9 метров) и специальные сухие прочные укрытия для боевых пловцов (Dry Deck Shelter - DDS).

По большому счёту, третий «Сивулф» из классической многоцелевой атомной подлодки превратился в субмарину спецназначения, приоритетными задачами которой стали ведение всех видов разведки и поддержка действий сил спецопераций. Это, без преувеличения, настоящее тайное оружие американского флота. И вот второй человек в командной иерархии суперподлодки снимается с должности за неподобающее поведение... Сложно вообразить себе что-то более ужасающее и позорное для личного состава подводных сил ВМС США.

Как говорится, приплыли, суши вёсла.

Пикантности ситуации добавляет то, что Джонатана Себика в лейтенант-коммандеры в ходе торжественной церемонии 7 сентября 2016 года произвёл лично Джо Кортни - весьма влиятельный конгрессмен-демократ от Коннектикута, известный по прозвищу «Джо - две подлодки» (получил его за то, что убедил конгресс строить ежегодно на верфи компании «Электрик Боут» по две субмарины).

Столь высокое внимание было уделено «простому каптри» со стороны конгрессмена Кортни, на тот момент являвшегося заместителем председателя подкомитета по вопросам морской мощи и экспедиционным силам Комитета по делам вооружённых сил палаты представителей конгресса, не только потому, что он - уроженец Коннектикута, но и по той причине, что Джонатан Себик до недавнего времени считался одним из наиболее перспективных офицеров американского флота. И основания для этого были весьма серьёзные: в свои 35 лет он не только стал старпомом одной из самых секретных субмарин в мире, успев до того послужить на стратегическом подводном ракетоносце «Невада» (тип «Огайо») и многоцелевой атомной субмарине «Пасадена» (тип «Лос-Анджелес»), но ещё и стать магистром прикладной физики!

Много вы знаете старпомов, да и командиров подлодок тоже, имеющих степень магистра в такой сложной области науки? То-то и оно! Для особо любопытных приведу название диссертации подводника на соискание указанной учёной степени: «Применение рамановской спектроскопии для изучения процесса трансформации наноалмазов в луковичнообразные углеродные наночастицы при термическом отжиге наноалмазного порошка, полученного детонационным синтезом».

Понятно, что даже при «потере уверенности в его личном суждении» такими кадрами не разбрасываются, а потому лейтенант-коммандера Себика снявший его с должности старпома командир 5-й эскадры опытовых подводных лодок кэптен Линкольн Райфстек всё-таки никому не отдал, а оставил в своём распоряжении.

Отметим, что эта эскадра сформирована в 1967 году (тогда она именовалась 1-я группа опытовых подводных лодок), базируется сегодня на военно-морской базе Китсап-Бангор, расположенной в штате Вашингтон, и предназначена для осуществления различного рода «глубоководных операций». Её специалисты разрабатывают - сами или во взаимодействии с представителями промышленности - технологии и средства для ведения такого рода операций, а также отвечают за практическое применение этих технологий и средств на практике. Кроме того, командир эскадры лично отвечает за разработку перспективных образцов морского подводного оружия.

Журналисты издания Navy Times попытались взять комментарий у опального лейтенант-коммандера, но, как можно догадаться, всё закончилось ничем. Удивительно, как вообще такое неординарное событие, имевшее место в одном из наиболее «тёмных», то есть покрытых плотной пеленой секретности, уголков американского флота, стало доступно широкой общественности. Свобода слова, однако…

Тихоокеанский дуплет

Прошли сутки после того, как подводные силы Тихоокеанского флота потряс скандал, связанный со снятием с должности старпома сверхсекретной атомной субмарины, и американские моряки-тихоокеанцы вновь «отличились». В один день, 20 августа, были сняты с должности сразу два старших офицера: кэптен Тэдд Горман, командир крейсера УРО «Энтитем» типа «Тикондерога» (иногда название этого города, где произошло самое кровопролитное сражение Гражданской войны в США, в русскоязычной литературе пишут как Антиетам), и лейтенант-коммандер Рэндалл Клемонс - старпом эсминца УРО «МакКэмпбелл», 35-го по счёту корабля из семейства «Арли Берк». Оба корабля входят в состав 70-го оперативного соединения (командир - контр-адмирал Карл Томас), которое базируется на военно-морской базе Йокосука.

Событие, прямо скажем, также столь нетривиальное, что комментировавший его журналистам официальный представитель 70-го оперативного соединения лейтенант-коммандер Мэтт Найт даже специально оговорился, что две отставки никоим образом не связаны друг с другом. Просто так совпало...

Впрочем, примечательно даже не то, что в один день с должности сняли двух старших офицеров, да ещё и такого высокого ранга в корабельной командной иерархии, а то, что кэптен Горман успел покомандовать крейсером всего-то три месяца. Причём точная причина его списания с командного мостика корабля, который в настоящее время входит в состав авианосной ударной группы во главе с атомным многоцелевым авианосцем «Рональд Рейган», на берег не совсем ясна.

«Командир 70-го оперативного соединения провёл расследование в отношении кэптена Гормана и на основе полученных результатов освободил его от обязанностей командира корабля», - приводит Task & Purpose слова лейтенант-коммандера Найта, отказавшегося, впрочем, обсуждать дальнейшие действия в отношении опального кэптена.

В командование крейсером вступил заместитель командира Центра разработки методов и способов ведения надводной и минной войны кэптен Джим Сторм, но, возможно, это лишь временное назначение, пока для этого «проклятого крейсера» не подыщется новая кандидатура.

«Проклятый крейсер»

Слово «проклятый» употреблено по отношению к «Энтитему» не случайно. Дело в том, что кэптен Горман стал уже вторым за последние два года «шкипером», списанным с этого крейсера на берег. Предыдущий случай имел место в 2017 году - тогда кэптен Джозеф Кэрриган был снят с должности командира корабля за то, что умудрился посадить его на мель в Токийском заливе недалеко от военно-морской базы Йокосука. Ремонт корабля обошёлся казне более чем в 4 млн долл.

В ходе расследования выяснилось следующее: корабль стоял на якоре, когда вахта заметила, что его начало сносить сильным ветром на отмель, но команда пыталась сняться с якоря и дать ход, крейсер сел на мель, повредив оба гребных винта, а заодно вылив в море около 4,2 тыс. литров гидросмеси. Хорошо ещё, что обошлось без жертв.

Это был первый случай из той череды аварий и катастроф, которые постигли в 2017 году Тихоокеанский флот ВМС США. Причём часть моряков с поставленного в ремонт крейсера, дабы они не сидели без дела, отправили на эсминец УРО «Джон С. Маккейн», где они, неся под утро 21 августа 2017 года ходовую вахту, в критический момент не смогли справиться с новейшей цифровой интегрированной мостиковой навигационной системой по той причине, что с такой системой то ли были мало знакомы, то ли незнакомы вовсе. Результат - столкновение с гражданским судном и погибель 10 американских моряков.

Ещё более интересно то, что снятый с должности старпома эсминца УРО «МакКэмпбелл» лейтенант-коммандер Рэндалл Клемонс до этого успел послужить в аналогичной должности на эсминце УРО «Фицджеральд», правда, уже после его трагичного столкновения с шедшим под филиппинским флагом контейнеровозом.

...Такие вот совпадения. А может, это карма такая? Тогда, принимая во внимание все описанные случаи, американским морякам впору на своём гюйсе заменить изображение гремучей змеи на силуэт яхты капитана Врунгеля с говорящим названием «Беда».


Источник