«Грачи» прилетели: мифы и рекорды советского летающего танка

1 декабря 2016 г. 15:40:07

Вторая мировая война ознаменовалась самыми кровавыми сражениями в мировой истории во всех стихиях. Чудовищные по накалу сражения развернулись на земле, в воздухе, на воде и под ней. Но точку в этой мясорубке всё же поставило ядерное оружие. Всего двух бомб хватило, чтобы причинить такие разрушения, после которых один из самых фанатично жертвенных народов капитулировал.

После этого события мир был уверен, что в будущем войны если и будут, то вести их станут именно с помощью сверхразрушительного ядерного оружия. А для того, чтобы доставлять такие «подарки» армии нужны только ракеты и бомбардировщики, а чтобы помешать врагу сделать то же самое – ещё и истребители-перехватчики. Именно эти три направления и стали развиваться в послевоенные годы.

Но в середине 60-х стало ясно, что ядерные сверхдержавы успели накопить столько «оружия возмездия», что ядерная война стала маловероятна. Но это не означало, что исчезнут вооружённые конфликты. В связи с этим и СССР и страны Запада принялись усиленно навёрстывать упущенное. Так, к началу 70-х годов обе стороны обнаружили, что ни у кого из них нет достойной штурмовой авиации. Отвечающих новым требованиях. И у них, и у нас военные попытались сделать ставку на унификацию сверхзвуковой авиации. В США в роли штурмовика пробовали использовать F-105 и F-4, но оба в этой роли зарекомендовали весьма посредственно.

Подобные идеи были и в умах советских военных. Для этого даже провели специальные испытание наиболее подходящих моделей. Среди них были такие легенды советской авиации, как Су-7, МиГ-19, МиГ-21 и Як-28. Лучших же показателей достиг МиГ-17, совсем не предназначенный для такой работы. Связано это с тем, что для поражения наземных целей предполагалось использовать неуправляемые ракеты и пушечное вооружение самолётов. Прицелиться по малой наземной цели на низкой высоте – задача сама по себе сложная. Тем более для самолётов, предназначенных для сверхзвуковых полётов. Либо ты просто не успеваешь поразить цель, либо планер машины просто не предназначен для малых скоростей и перестаёт слушаться штурвала.

Тогда и было принято решение создать специализированный самолёт, от которого не требовалось сверхзвука, но к нему предъявили массу других требований. Так, лучший штурмовик XX века, а иной советские конструкторы разрабатывать и не дерзали, должен был быть приёмистым, чтобы быстро набирать скорость после штурмовки и уходить от ответного огня. Манёвренным и легкоуправляемым, чтобы точно наводиться на подвижные цели и выходить из самых сложных виражей у самой земли. Естественно, что этакий воробушек просто обязан был нести на себе арсенал для покорения небольшой банановой республики. Ну и конечно – феноменальная надёжность. Тот самый показатель, отличавший всю советскую технику.

Традиционно, пункты технического задания противоречили сами себе и задача была невыполнимой. Но, если партия сказала «Надо!», то мы ответим «Есть!». В результате на свет появился Су-25, прозванный пилотами «Грачом».

Как и многая другая советская техника, серьёзное крещение огнём «Грачи» прошли в Афганистане. Там же раскрылись лучшие качества новой машины, все её плюсы и минусы, а также машина традиционно обросла армейскими байками, мифами и легендами. Первое что отметили и советские военные, и талибы – надёжность машины. Бородатым горцам это чудо техники казалось просто неуязвимым. На начальном этапе войны их ПВО в основном состояло из крупнокалиберных пулемётов, огонь которых не причинял Су-25 ни какого вреда. Самый натуральный летающий танк.

Но так казалось лишь с земли. На деле же советские штурмовики нередко возвращались с кучей пробоин. В среднем на один повреждённый самолёт приходилось по 70 попаданий, а некоторые рекордсмены привозили на себе по 160-170 дырок от крупнокалиберных пуль. Однако для «Грачей» это было не смертельно.

Они действительно обладали бронёй, но, ради сохранения манёвренности, установлена она была только в самых важных местах. Так, титановые листы прикрывали пилота и служили перегородкой между двумя двигателями, снизу же их частично прикрыли сталью. Живучесть же самолёта обеспечивалась грамотной прокладкой дублирующих систем, и уникальными лётными характеристиками. Нередко пилоты сажали «Грачей», потерявших существенные части хвоста и крыльев.

Особенно часто это стало происходить с появлением у боевиков гуманитарных «Стингеров». На базу начали возвращаться пилоты, с оторванными хвостами, выбитыми двигателями, а то и вовсе полыхающие. Но главное, что возвращались. За 8 лет участия в боевых действиях Су-25 совершили более 60 тысяч боевых вылетов, но потеряно было только 23 боевых самолёта. При этом, часть из сбитых просто недотянули до своих аэродромов и пилоты сажали изувеченные машины прямо на местности. Естественно, что для наблюдателей с земли эти машины казались просто неуязвимыми.

Претерпела изменения и тактика их применения. Изначально «Грачи» рассчитывались на неуправляемое вооружение – НУРСЫ, бомбы и пушка ВПУ-17А, жёстко установленная в корпус планера. В связи с этим вся система первых моделей состояла из коллиматорного прицела. Предполагалось, что Су-25 будут наносит «примерные» удары, то есть по малым площадям. Например, для изучения возможностей новой машины на один из опытных образцов было подвешено сразу 8 блоков НАР С-5. В воздухе был произведён одновременный пуск сразу всего арсенала, а это 256 ракет. После такого залпа с самолёта сопровождения сперва передали на аэродром, что «Грач» взорвался – такое было облако огня и дыма. Но спустя пару секунд Су-25 вынырнул целый и невредимый. Предполагалось, что именно так и будет штурмовик бороться с наземными силами врага. Но в Афганистане данный метод прижился у пилотов вертолётов Ми-24.

На штурмовики же дополнительно были поставлены управляемые ракеты Х-25 и Х-29, которые как нельзя лучше продемонстрировали все лучшие стороны «Грачей». Чего стоит только статистика пусков в Афгане – 95% ракет точно поразили свои цели. Конечно, применялся и остальной арсенал, но именно эта парочка могла навести шороху в любом укромном уголке.

Благодаря таким качествам советские, а потом и российские грачи стали одними из самых популярных штурмовиков в мире. Так, в 2003 году новое командование Ирака было решило, что такой хлам цивилизованной стране больше не нужен. Однако, как только началась война с ИГИЛ, Ирак возобновил закупку «Грачей», не обратив особого внимания на знаменитых «Бородавочников» своих новых «союзников».

Россия планирует отказаться от этих машин почтенного возраста в ближайшие пять лет. Конечно, наша страна имеет достаточные возможности для создания новых машин, однако вряд ли другие армии, с возможностями попроще, станут отказываться от этого летающего танка. Скорее всего, война в Сирии не станет для «Грачей» последней и легендарные штурмовики ещё не раз похвастаются своей живучестью на поле боя.


Источник





comments powered by HyperComments