«Тесла», кобальтовый барьер и модель Кюблер-Росс; отрицание реальности как первая стадия горя

AAABBB

5 января 2018 г. 20:14:07

Резюме

В марте 2016 года по итогам ис­сле­до­ва­ния ди­на­ми­ки спроса и пред­ло­же­ния ко­баль­та мне уда­лось научно до­ка­зать невоз­мож­ность ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния элек­тро­мо­би­лей с боль­шим за­па­сом хода (ЭМ) и неиз­беж­ную смерть «Теслы» как про­из­во­ди­те­ля таких ав­то­мо­би­лей.

Объ­е­мов добычи ко­баль­та до­ста­точ­но для того, чтобы на­ра­щи­вать про­из­вод­ство ба­та­рей для ЭМ еще в те­че­ние трех-пяти лет. Затем на­сту­пит пе­ре­лом­ный момент, после ко­то­ро­го рост добычи ко­баль­та станет невоз­мож­ным.

За по­след­ние почти два года мои выводы были под­твер­жде­ны всеми ана­ли­ти­ка­ми, ко­то­рые глу­бо­ко изу­ча­ли этот вопрос. Если между нами и есть какие-то рас­хож­де­ния, то они ка­са­ют­ся только сроков на­ступ­ле­ния этого пе­ре­лом­но­го мо­мен­та.

И хотя се­год­ня этот пе­ре­лом­ный момент при­бли­зил­ся уже почти на два года, акции «Теслы» с тех пор по­до­ро­жа­ли на 50%, по­ли­ти­че­ская под­держ­ка иди­от­ской идеи за­пре­та дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния непре­рыв­но растет, а ра­дост­ный хайп вокруг ЭМ при­об­ре­та­ет все при­зна­ки эпи­де­мии.

Фа­на­там Теслы, бло­ге­рам и по­ли­ти­кам от­ри­ца­ние ре­аль­но­сти еще можно как-то про­стить. Но его нельзя про­стить про­фес­си­о­наль­ным фи­нан­си­стам, на ко­то­рых лежит юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность за ми­ни­ми­за­цию любых рисков, в осо­бен­но­сти таких, ко­то­рые могут при­ве­сти к убыт­кам мас­шта­ба «Энрона».

В марте 2016 года я поднял целую бурю, когда на­пи­сал:

«Про­стая и неми­ну­е­мая ре­аль­ность со­сто­ит в том, что даже если про­из­во­ди­те­лям ак­ку­му­ля­то­ров удаст­ся пе­рей­ти с литий-ко­бальт-ок­сид­ных ак­ку­му­ля­то­ров, тре­бу­ю­щих боль­ших объ­е­мов ко­баль­та, к литий-никель-мар­га­нец-ко­бальт-ок­сид­ным или литий-никель-ко­бальт-алю­ми­ний-ок­сид­ным ак­ку­му­ля­то­рам, все равно всего до­бы­ва­е­мо­го в мире ко­баль­та хватит для про­из­вод­ства лишь несколь­ких мил­ли­о­нов ЭМ с малым за­па­сом хода (до 160 км) или пары мил­ли­о­нов ЭМ с боль­шим за­па­сом хода (более 320 км) еже­год­но».

Дру­ги­ми сло­ва­ми, без тех­но­ло­ги­че­ско­го про­ры­ва в об­ла­сти ак­ку­му­ля­то­ров или вол­шеб­но­го роста объ­е­мов добычи ко­баль­та ЭМ будут со­став­лять не более несколь­ких про­цент­ных пунк­тов от общего числа про­из­во­ди­мых в мире ав­то­мо­би­лей и ни­ко­гда не смогут внести зна­чи­тель­ный вклад в дело сни­же­ния вы­бро­сов CO2. По­это­му можно смело утвер­ждать, что все те мил­ли­ар­ды дол­ла­ров, ко­то­рые се­год­ня на­прав­ля­ют­ся на непро­ду­ман­ные про­ек­ты про­из­вод­ства ЭМ с необес­пе­чен­ной ре­сурс­ной базой, будут неиз­беж­но со­жже­ны в оче­ред­ном костре са­мо­мне­ний.

Си­ту­а­ция на­по­ми­на­ет мне клас­си­че­скую шутку Граучо Маркса: «Были бы у нас яйца, можно было бы сде­лать яич­ни­цу с вет­чи­ной. Была бы у нас только еще и вет­чи­на».

В те­че­ние по­след­них почти двух лет я пы­тал­ся об­на­ру­жить какие-либо несо­от­вет­ствия в моем ана­ли­зе или неиз­вест­ные мне факты, ко­то­рые объ­яс­ни­ли бы в лучшем случае су­ма­сброд­ное, а в худшем случае пре­ступ­но без­от­вет­ствен­ное по­ве­де­ние неко­то­рых ком­па­ний в данной об­ла­сти, от неис­ку­шен­ных вы­ско­чек, таких как «Тесла», до про­из­во­ди­те­лей с ми­ро­вым именем, таких как «Фолькс­ва­ген» или БМВ.

Един­ствен­ное, что мне уда­лось об­на­ру­жить, это сви­де­тель­ства того, что круп­ные игроки один за другим на­чи­на­ют на­ко­нец-то при­хо­дить к по­ни­ма­нию мрач­ных пер­спек­тив рынка ко­баль­та. До­ста­точ­но упо­мя­нуть хотя бы такую яркую и дерз­кую лич­ность как ос­но­ва­те­ля ком­па­нии Ivanhoe Mines Ро­бер­та Фрид­лан­да, ко­то­рый при­зы­ва­ет другие до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии шор­тить акции «Теслы» в от­мест­ку за пре­не­бре­же­ние их мне­ни­я­ми. Или более сдер­жан­но­го ру­ко­во­ди­те­ля Glencore Айвена Глас­сен­бер­га, ко­то­рый в от­кры­тую рас­ска­зы­ва­ет о со­дер­жа­нии своих пе­ре­го­во­ров с «Теслой», «Фолькс­ва­ге­ном» и «Эппл», где он со­об­ща­ет им об огром­ных труд­но­стях с на­ра­щи­ва­ни­ем добычи ко­баль­та и на­ста­и­ва­ет на том, что в даль­ней­шем про­да­жа ко­баль­та может осу­ществ­лять­ся только по кон­трак­там с пла­ва­ю­щей ценой.

В сле­ду­ю­щие два года Glencore пла­ни­ру­ет по­вы­сить свою добычу ко­баль­та в два раза за счет воз­об­нов­ле­ния работ на руд­ни­ке Ка­тан­га в Конго. Однако эта при­бав­ка, ко­то­рая со­ста­вит 34.000 т. в год, – не более чем капля в море, ведь про­из­во­ди­те­лям ЭМ, по оцен­кам Glencore, к 2024 году по­на­до­бит­ся до­пол­ни­тель­но 106.000 т. в год, а к 2030 году – 313.000 т. в год.

Так что, как сказал сам г-н Глас­сен­берг: «Че­ло­ве­че­ству при­дет­ся найти более под­хо­дя­щее ре­ше­ние».

Дру­ги­ми сло­ва­ми, глава круп­ней­шей ми­ро­вой ком­па­нии по добыче ко­баль­та фак­ти­че­ски за­яв­ля­ет: «Даже ре­а­ли­зуя весь до­бы­ва­е­мый нами ко­бальт по самым слад­ким для нас ценам, мы не в со­сто­я­нии удо­вле­тво­рить весь про­гно­зи­ру­е­мый нами спрос на ко­бальт со сто­ро­ны про­из­во­ди­те­лей ЭМ».

В по­след­ние недели многие ана­ли­ти­ки вы­ра­жа­ли свое удив­ле­ние тем, что в чет­вер­том квар­та­ле те­ку­ще­го года «Тесла» не стала осу­ществ­лять при­вле­че­ние ка­пи­та­ла для улуч­ше­ния своих весьма слабых ба­лан­со­вых по­ка­за­те­лей. Никто из них не может точно ска­зать, чем объ­яс­ня­ет­ся такое ре­ше­ние, но я лично думаю, что оно во многом обу­слов­ле­но при­бли­же­ни­ем ко­баль­то­во­го ба­рье­ра.

Дело в том, что по пра­ви­лам аме­ри­кан­ской Ко­мис­сии по ценным бу­ма­гам и биржам, опи­са­ние де­я­тель­но­сти эми­тен­та, при­во­ди­мое им в про­спек­те эмис­сии, должно в обя­за­тель­ном по­ряд­ке со­дер­жать полное и доб­ро­со­вест­ное опи­са­ние «ис­точ­ни­ков сырья и си­ту­а­ции с их до­ступ­но­стью». «Тесла» же обычно об­хо­ди­лась лишь пра­во­вы­ми ого­вор­ка­ми типа сле­ду­ю­ще­го от­рыв­ка из по­след­ней по­дан­ной ей Формы 10-Q:

«В нашем биз­не­се мы ис­поль­зу­ем раз­лич­ные ма­те­ри­а­лы, вклю­чая алю­ми­ний, сталь, литий, ко­бальт, никель и медь, а также литий-ионные эле­мен­ты сто­рон­них по­став­щи­ков. Цены на эти ма­те­ри­а­лы под­вер­же­ны ко­ле­ба­ни­ям, а их до­ступ­ное пред­ло­же­ние может быть неста­биль­ным в за­ви­си­мо­сти от ры­ноч­ных усло­вий и гло­баль­но­го спроса на эти ма­те­ри­а­лы, в том числе в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния про­из­вод­ства элек­тро­мо­би­лей и ак­ку­му­ля­то­ров нашими кон­ку­рен­та­ми, что может нега­тив­но по­вли­ять на наш бизнес и опе­ра­ци­он­ные ре­зуль­та­ты».

И если в квар­таль­ном отчете мутные, на­пи­сан­ные под ко­пир­ку пра­во­вые ого­вор­ки еще могут про­ка­нать, то к про­спек­ту эмис­сии предъ­яв­ля­ют­ся го­раз­до более жест­кие тре­бо­ва­ния в плане рас­кры­тия ин­фор­ма­ции, по­сколь­ку юристы, пи­шу­щие про­спект, ан­дер­рай­те­ры, пла­ни­ру­ю­щие про­да­вать бумаги, и ру­ко­во­ди­те­ли фондов, со­би­ра­ю­щи­е­ся их купить, обя­за­ны про­ве­сти соб­ствен­ный анализ сделки с тем, чтобы под­твер­дить пра­виль­ность и пол­но­ту всего из­ло­жен­но­го в про­спек­те.

На мой взгляд, «Тесла» се­год­ня ока­за­лась в си­ту­а­ции, когда она не может издать по­доб­ный про­спект, не рас­ска­зав в нем с пре­дель­ной от­кро­вен­но­стью, когда за­кон­чат­ся «чужие дрова» в ее снаб­жен­че­ской це­поч­ке и что она со­би­ра­ет­ся делать для со­зда­ния своей соб­ствен­ной.

От­кро­вен­но говоря, «Тесла» ока­за­лась по­став­ле­на перед вы­бо­ром из двух зол: с одной сто­ро­ны, она не может осу­ще­ствить оче­ред­ное при­вле­че­ние ка­пи­та­ла, не рас­ска­зав о про­бле­мах с по­став­ка­ми ко­баль­та, а, с другой сто­ро­ны, она не может рас­ска­зать о про­бле­мах с по­став­ка­ми ко­баль­та, не разбив вдре­без­ги ос­нов­ную идею своей мар­ке­тин­го­вой кам­па­нии, ко­то­рая стро­ит­ся на обе­ща­ни­ях ничем не огра­ни­чен­но­го бес­ко­неч­но­го роста про­из­вод­ства.

Многое бы я отдал за воз­мож­ность по­си­деть мухой на стене пе­ре­го­вор­ной ком­на­ты, где «Тесла» об­суж­да­ет свою си­ту­а­цию с юри­ста­ми, ан­дер­рай­те­ра­ми и ин­сти­ту­ци­о­наль­ны­ми ин­ве­сто­ра­ми.

В 60-х годах ми­нув­ше­го века Эли­за­бет Кюблер-Росс опи­са­ла пять эмо­ци­о­наль­ных со­сто­я­ний, через ко­то­рые про­хо­дят смер­тель­но боль­ные люди по мере осо­зна­ния того, что с ними про­изо­шло. Их первая ре­ак­ция – это от­ри­ца­ние ре­аль­но­сти. На данном этапе люди счи­та­ют, что их ди­а­гноз по какой-то при­чине ока­зал­ся оши­боч­ным и пред­по­чи­та­ют при­дер­жи­вать­ся ложных, но более спо­кой­ных пред­став­ле­ний о своей си­ту­а­ции.

И если от­ри­ца­ние ре­аль­но­сти фа­на­та­ми, бло­ге­ра­ми и по­ли­ти­ка­ми еще можно как-то понять, то для юри­стов и ан­дер­рай­те­ров оно непро­сти­тель­но, по­сколь­ку в кон­тек­сте при­вле­че­ния ком­па­ни­ей круп­ной суммы денег на них лежит юри­ди­че­ская обя­зан­ность обес­пе­чить полное и объ­ек­тив­ное рас­кры­тие всех важных фактов. На мой взгляд, оно также непро­сти­тель­но про­фес­си­о­наль­ным фи­нан­си­стам типа управ­ля­ю­щих фон­да­ми, ко­то­рые по закону обя­за­ны пред­при­ни­мать дей­ствия для ми­ни­ми­за­ции из­вест­ных рисков во из­бе­жа­ние воз­мож­ных убыт­ков мас­шта­ба «Энрона».

Ин­ве­сти­ци­он­ное за­клю­че­ние

Ко­баль­то­вый барьер – это бес­спор­ный факт и огром­ный вызов для про­из­во­ди­те­лей ак­ку­му­ля­то­ров. Это также эк­зи­стен­ци­аль­ная угроза для всей ин­ду­стрии по про­из­вод­ству ЭМ и, в част­но­сти, для «Теслы». Без мас­штаб­но­го ре­ше­ния этой про­бле­мы ЭМ на­все­гда оста­нут­ся не более чем эко-иг­руш­ка­ми для бо­га­тень­ких бу­ра­тин и никоим об­ра­зом не будут спо­соб­ство­вать со­кра­ще­нию по­треб­ле­ния нефти и борьбе за чистый воздух. Без пол­но­го и бес­при­страст­но­го рас­кры­тия всех мгно­вен­ных и дол­го­сроч­ных рисков в своей снаб­жен­че­ской це­поч­ке «Тесла» не сможет осу­ще­ствить еще одну круп­ную пуб­лич­ную сделку по при­вле­че­нию ка­пи­та­ла.

Это дей­стви­тель­но вопрос жизни и смерти. Пока не будет най­де­но ре­ше­ние по­до­ба­ю­ще­го мас­шта­ба, по­куп­ка акций «Теслы», а равно и любой ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля ак­ку­му­ля­то­ров – это ва­ри­ант для про­сто­филь, не по­ни­ма­ю­щих, что против них играют крап­ле­ны­ми кар­та­ми, а все козыри и фи­гур­ные карты – в руках до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний.

Ори­ги­нал статьи на ан­глий­ском: https://​seekingalpha.​com/​article/​4133264-​tesla-​cobalt-​cliff-​kubler-​ross-...


Источник