США Гибралтару не указ: иранский танкер освобождён из-под ареста

15 августа 2019 г. 20:48:58

Верховный суд Гибралтара, заморской территории Великобритании, сегодня, 15 августа, снял арест с иранского нефтяного танкера Grace 1, передаёт агентство Reuters.

Поступившеев четверг в адрес гибралтарских властей ходатайство Соединённых Штатов о продлении задержания торгового судна было отклонено. Как заявил главный судья Гибралтара Энтони Дэдли, на момент рассмотрения дела в судебную инстанцию не поступил письменный запрос Вашингтона, поэтому танкер может покинуть пределы заморской территории Соединённого Королевства.

Официальный представитель властей Гибралтара сообщил, что капитан судна — гражданин Индии и три моряка из команды танкера были также 15 августа официально освобождены из-под ареста. До этого времени они находились на свободе на условии залога.

Освобождение танкера открывает дорогу к обмену Grace 1 на британское торговое судно Stena Impero, задержанное иранскими военными в районе Персидского залива 19 июля, отмечает Reuters.

Как сообщало EADaily, ранее в четверг стало известно, что администрация Гибралтара решением местного суда готова снять арест с танкера Исламской Республики и позволить ему отплыть к месту постоянной приписки. Однако через считанные часы появились сообщения о полученном властями заморской территории Соединённого Королевства запросе от Министерства юстиции США, коим американская сторона требует продолжить удержание под арестом «танкера-нарушителя».

Британские СМИ до этого сообщали, что премьер-министр Гибралтара Фабиану Пикардо не будет подавать заявку на возобновление распоряжения местных властей о задержании Grace 1. Отмечалось, что Пикардо «удовлетворён тем, что нефтетанкер больше не направляется в Сирию». Однако затем ситуация претерпела существенные изменения.

«Министерство юстиции США подало заявку на задержание иранского супертанкера Grace 1 в Гибралтаре всего за несколько часов до того, как правительство Гибралтара было готово его выпустить», — утверждало издание Gibraltar Chronicle, которое первым сообщило об этой новости.

С чем был связан шаг Минюста США, не уточнялось. Впрочем, можно предположить, что американское ведомство юстиции сослалось на нарушение иранским танкером санкций Вашингтона против всех торговых судов, доставляющих нефть и продукты её переработки в Сирию. Чем, собственно, как настаивают официальные представители Соединённых Штатов и Великобритании, и занимался танкер Grace 1.

Ранее Иран и Великобритания обменялись документами для освобождения задержанного в начале июля у берегов Гибралтара нефтяного танкера, шедшего под флагом Исламской Республики. Замглавы иранской Организации портов и судоходства Джалил Эслами 13 августа сообщил о выраженном британскими властями интересе освободить судно, которое было задержано в результате операции морских пехотинцев Соединённого Королевства. «Британия заинтересована в освобождении иранского нефтяного танкера. После обмена некоторыми документами мы надеемся, что освобождение (судна) состоится в ближайшее время», — заявил Эслами.

Напомним, военно-морские силы Корпуса стражей Исламской революции Ирана в прошлом месяце задержали в Ормузском проливе (связывает Персидский залив с Аравийским морем) нефтяной танкер под флагом Великобритании. Это произошло через две недели после того, как британские морские пехотинцы 4 июля захватили иранский нефтетанкер у побережья Гибралтара, сославшись на то, что торговое судно перевозило топливо на нефтеперерабатывающий завод в Сирии, что запрещено санкциями Евросоюза и США.

Задержание 18 и 19 июля иранскими властями двух танкеров в водах Ормузского пролива, в том числе Stena Impero, следовавшего под британским флагом, привело к дальнейшей эскалации в зоне Персидского залива. Вслед за этим Соединённые Штаты предложили своим союзникам провести международную операцию Sentinel («Страж») для обеспечения безопасности судоходства в указанном районе. Предполагается, что американские военные будут вести разведку и осуществлять координацию, в то время как их союзники должны обеспечить патрулирование и сопровождение торговых судов, следующих под флагами стран — участниц новой коалиции.


Источник