Чем измерить эффективность региональной власти?

Александр Халдей

20 декабря 2018 г. 21:04:13

О том, без чего не создать системы эффективной работы губернаторов

На днях стало известно о том, что президент России Владимир Путин сделал то, о чём давно говорили в его окружении, в частности, вице-премьер Дмитрий Козак, а именно одобрил перечень показателей для оценки эффективности высших должностных лиц субъектов РФ. По этому перечню показателей будут судить о хорошей или плохой работе губернаторов в деле реализации майских указов президента о развитии России на период до 2024 года.

Вот эти 15 показателей:

1. Уровень доверия к власти.

2. Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

3. Численность занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях.

5. Реальная среднемесячная заработная плата работников.

6. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и средств федерального бюджета.

8. Общая продолжительность жизни.

9. Естественный прирост населения.

10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.

11. Уровень доступности жилья для жителей субъекта.

12. Доля городов (населенных пунктов) с благоприятной городской средой.

13. Качество окружающей среды.

14. Уровень образованности.

15. Доля автомобильных дорог регионального значения и агломераций.

В результате на стол президента ложатся совершено неадекватные документы, наподобие этого вышеприведённого списка. Одна надежда на то, что его никто и никогда не станет использовать для оценки эффективности работы губернаторов.

Потому что ни один из этих критериев не отражает особенности работы и ответственности руководителя региона. Это список хорош для оценки работы премьер-министра и вице-премьеров, министров, депутатов Госдумы, даже самого президента, но к губернаторам он не имеет никакого прямого отношения. Одним словом, тут перечислены условия, складывающиеся в результате работы центра, потому что все эти ресурсы для достижения перечисленных целей имеются или у крупного бизнеса, или у центральных органов власти.

Какой уровень доверия к власти может быть после пенсионной реформы, продавленной правительством сверху? И как может снизить этот негатив у себя в регионе губернатор или мэр? Отменить пенсионную реформу у себя на территории? Понятно, что это абсурд. Но зачем тогда вводить этот критерий для измерения качества его работы? А как губернатор повлияет на производительность труда на предприятиях региона? Приказами, что ли? Так и по всем остальным вопросам из 15-ти перечисленных.

Регионы никак на это повлиять не могут, ибо не определяют ни капвложения - у них на это нет средств, ни условия рентабельности бизнеса - это определяют федеральные налоги и федеральные законы, определяя общий инвестиционный климат. Местные участия крайне незначительны и не определяют инвестиционного климата региона. Регионалы могут снизить уровень коррупции при выделении земель, но на величину банковского процента и налоговую нагрузку они не влияют. Местные налоги же никак не могут сравниться с федеральными. Одним словом, критерии должны быть совсем другими. Какими же?

Всё очень и очень просто. Есть такой предмет - маркетинг территорий. В любом местном институте его читают для чиновников местных мэрий, однако на лекции по которому ни один из них никогда не ходит. Эти учебники есть и в интернете, и любой из них можно было бы открыть, прежде чем готовить на стол президента документ на тему оценки работы экономики региона.

А там ясно сказано, чем надо руководствоваться для оценки маркетинговой эффективности региона. И стало быть эффективности его губернатора или мэра.

Первое требование к регионам и его главам – это повышение конкурентоспособности территории. Ибо конкурентоспособность России складывается из конкурентоспособности её регионов. А конкурентоспособность региона – это управление конкуренцией на этой территории. Вот главный критерий. Нет конкуренции – нет развития, а значит, нет и ничего из перечисленных 15-ти пунктов. Вот слагаемые качества управления территорией, применяемые к губернатору:

1. Умение местного менеджмента применять инструменты повышения конкурентоспособности местных региональных товаров. Едва ли в каком-то регионе кто-то из сотрудников любого губернатора сумеет сказать что-то вразумительное на эту тему. А должен.

2. Уровень платёжеспособности населения региона. Этот уровень вне прямого влияния губернатора. Он зависит от макроэкономики, хотя губернатор может опосредованно влиять на некоторые параметры. Но надо понимать – это влияние посредника, а не прямого управителя.

3. Место региона в связи с другими регионами.

4. Качество политической системы региона, законодательный процесс, исполнительные технологии. Инвесторы в первую очередь обращают на это внимание.

5. Качество коммунальных услуг и их индивидуализированность. Для инвесторов это важно – как будут выделать лимиты на электроэнергию, как подадут воду и тепло, как тянуть электроснабжение, как организована уборка мусора и прочие вопросы. От этого зависит решение об инвестиции в конкретном месте.

6. Уровень управления связями с общественностью, рекламой, торговлей, организацией туризма, отдыха, продажей недвижимости в интересах выгоды и пользы населению, проживающему на территории. Это основные сферы развития любой территории.

7. Способность привлекать на свою территорию все виды потребных ресурсов, а так же выгодно продавать то, чем территория располагает.

8. Способность предприятий бюджетной сферы к оказанию услуг, соответствующим запросам основных групп местного населения.

Надо отметить, что выделяют 4 кита - 4 крупных целевых рынка покупателей на любой территории: 1. Приезжие. 2. Жители и работающие по найму. 3. Отрасли экономики и инвесторы, 4. Внешние рынки. Всё это те, кто покупает создаваемый на территории продукт. Определить перечень этой продукции и способы её доведения до покупателей - одна из задач региональных властей.

Девелопмент - это то главное, что лежит в основе развития любого региона. Это сотрудничество местных властей, банков, строительных организаций и компаний, продающих недвижимость в регионе. То есть привлекающих инвесторов. Любой инвестиционный процесс строится на совместной работе этих составляющих.

Девелопмент - это связь градостроительства с социальными вопросами: планирование имиджа района, состав его населения, способы их перемещения по территории, способы потребления товаров и услуг, общее благосостояние городских зон. Это должны понимать губернаторы и уметь это организовывать. По этим критериям их надо оценивать и контролировать. А не по тому перечню из 15-ти вопросов, что выше перечислены как самые общие популистские ориентиры, пригодные на выборную кампанию, а не на текущую оценку работы главы региона. Профессионалы регионального управления должны говорить на этом языке как на родном.

Существует 3 модели сотрудничества власти и бизнеса. Каждый губернатор должен знать, какую модель и почему используется у него.

1. Модель - "Развитие снизу". Это американская модель, когда приходят крупные корпорации, чей профессионализм выше профессионализма городских и областных властей. Это компании сами определяют потребности территории и потом ведут её застройку. Тут требуется очень высокая квалификация персонала таких компаний, но они часто игнорируют интересы городов, ориентируясь на коммерческий интерес.

Например, не захотят связываться с детскими садами, гостиницами, некоммерческими театрами типа ТЮЗов, оздоровительными комплексами. Город может применять такую модель, но должен контролировать эти проекты. Губернатор должен знать, в каком городе и какой проект строится на таких принципах, и как местные мэрии готовы его контролировать с соблюдением общественного интереса.

2. Модель "Развитие сверху". Второе название – немецкая или рейнская модель. Так же нашла широкое применение в Китае. Власти определяют, где и что строить и задают основные параметры: функциональная концепция от района или квартала до конкретных строительных комплексов на участке. Застройщики ограничены требованиями и работают по поставленной задаче.

Тут успех проекта зависит от компетенции властей, а не строителей, но у проекта меньше рисков не быть построенным в сроки и не найти целевого покупателя. Губернаторы так же должны знать. где и какие проекты в его регионе работают на таких принципах и как местные власти готовы к их контролю.

3. Модель - "Поэтапная схема". Город определяет функциональное значение только части территории, выделяя под строительство участок. Когда определён застройщик, начинаются продажи участков земли вокруг него. Так строят в Японии. Задача города - собрать как можно больше денег в бюджет.

Коммерческая недвижимость не только повышает стоимость земли, но и способствует развитию жилищного фонда, инфраструктуры и деловой активности в регионе, что влияет на его благосостояние. Очень велика роль транспортных потоков, которые вызывает торговля. Расположение торговых центров может улучшить или ухудшить транспортную ситуацию, когда часть потоков можно увести в сторону и снизить нагрузку на существующую сеть.

Если федеральная партия строится из первичных отделений, то край или область строится из городов и районов. Это - "первички" любого региона. И каждый губернатор отвечает за готовность местных мэрий вести работу на таком уровне борьбы за инвестиции и контроле за их работой.

Для выхода из экономического кризиса нужны три направления: 1. Развитие инфраструктуры. Это федеральная задача. 2. Активизация строительства. Это смесь федеральных и региональных компетенций. 3. Активное ведение торговли. Это одна треть федеральных условий и две трети местных и региональных.

Все губернаторы должны владеть понятийным аппаратом маркетинга территорий. Они должны уметь сегментировать, выделять целевые рынки и понимать позиционирование своих территорий среди других территорий. Так строится борьба за инвестиции. К сожалению, ничего этого в 15-ти критериях оценки не отражено.

В столице очень много первоклассных профессионалов, способных дать прекрасную таблицу критериев оценки реальной эффективности губернаторов, без прибегания к общим словам и смешению уровней компетенции. Но, судя по тексту документа, прибегать к их услугам сочли излишним. В результате родился очередной бюрократический документ обо всём и ни о чём.

Но есть возможность это поправить, не меняя уже подписанного документа. Эта возможность – организация постоянного обучения специалистов регионального управления на хотя бы краткосрочных курсах регионального менеджмента. Предмет - маркетинг территорий. Все учатся, даже высшие директора корпораций. И это очень важно - уметь посмотреть на свою работу со стороны и более широким взглядом. Если всё, что описано выше, войдёт в систему подготовки, то следующим шагом контроля должно быть требование перестроить текущую работу с учётом этих критериев и требований. Иначе текучка так заедает, что нет сил даже голову оторвать от бумаг.

Любое обучение напрасно, если, вернувшись на рабочее место, обучившийся всё продолжает делать по старому. Система вминает в старое прокрустово ложе, убивая желание чему-то учиться и что-то менять. И если правительство всерьёз хочет создать систему эффективной деятельности губернаторов, которую можно отслеживать по понятным и конкретным критериям, то, прежде всего, нужно превратить региональные правительства и местные мэрии в постоянно самообучающиеся организации с выходом на перечисленные критерии. Без этой задачи все усилия улучшить работу губернаторов будут пустой тратой времени и сил.


Источник