Способны ли мы остановить гражданскую войну в головах?

Михаил Тюркин

19 апреля 2017 г. 11:34:05

В этом году Пасха пришлась на день столетия оглашения Владимиром Лениным «Апрельских тезисов». В прошлом году главный христианский праздник совпал с Первомаем, а в позапрошлом – с Днем космонавтики. Серия случайностей?

В этом году Пасха пришлась на день столетия оглашения Владимиром Лениным «Апрельских тезисов» – события, после которого Россия окончательно устремилась навстречу Октябрьской революции. В прошлом году главный христианский праздник совпал с Первомаем, а в позапрошлом – с Днем космонавтики. Серия случайностей?

Для атеистического сознания может быть. Но для человека верующего любая случайность – это проявление божественного вмешательства в судьбы мира и важное послание всем, кто восприимчив к знамениям.

Так что за подсказки дают нам чудесные совпадения церковного и светского календарей?

На первый взгляд православная Пасха, с одной стороны, и праздники вроде Первомая и Дня космонавтики, с другой, слабо сочетаются друг с другом.

Пасхальные торжества уходят корнями в традиции дореволюционной России, а остальные достались нам в наследство от атеистического СССР. Первый ставит во главу угла крестный подвиг Христа, а другие – великие, но все-таки скорее земные свершения советского народа.

Но такой ли непреодолимой является пропасть между этими праздниками и олицетворяемыми ими эпохами?

Если обратиться к глубинным смыслам русской истории, то между царской и советской Россией можно усмотреть больше сходств, чем различий.

Спору нет, захват власти большевиками в октябре 1917-го запустил целую вереницу трагических событий, в том числе связанных с гонениями на церковь. Однако оглашение Лениным «Апрельских тезисов» (в которых он предложил превратить буржуазную революцию в революцию социалистическую) помогло вывести страну с того гибельного пути, по которому она неслась после февральского переворота.

Да, ценой гражданской войны и большой крови, но именно большевики спасли Россию от анархического развала и превращения ее осколков в западные колонии. Впоследствии это признавали даже такие видные деятели русской эмиграции, как философ Николай Бердяев и писатель Иван Солоневич.

Впрочем, дело не только в том, что коммунисты остановили реакцию распада, запущенную февральской смутой.

Сам Советский Союз при всем своем внешнем богоборчестве явился плодом с древа православной культуры, как отмечал тот же Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма». По сути, «красный проект» стал величайшей, хотя и еретической попыткой построения рая на Земле, царства социальной справедливости, в которой нет места эксплуатации человека человеком.

В какой-то мере Первомай можно считать «советской Пасхой» – одним из символов коммунистической «религии». В ней ударники соцтруда заменили святых и подвижников, портреты передовиков производства – иконы, а демонстрации рабочих – крестные ходы.

Но в самом культе труда, который продвигал СССР, нельзя не увидеть отсвет изначального христианства с его проповедью самопожертвования, творчества и преодоления человеческого эгоизма ради общего спасения.

В еще большей степени пасхальным смыслом наполнен День космонавтики.

Полет Юрия Гагарина ознаменовал удивительный прорыв человеческого духа к горним высям и великую попытку преодолеть ограниченность (смерть) хотя бы в пространственном измерении. И в этом смысле подвиг первого космонавта тоже явился отсветом того подвига, который совершил Христос.

Спаситель своими крестными муками искупил человеческие грехи, спустился в ад, победил смерть и даровал людям вечную жизнь – чтобы мы раскрыли свою божественную суть как сотворцов Вселенной. А Гагарин вознесся в небо и тем самым показал торжество созидательных сил человека, способного – при должном духовном стремлении – стать помощником Бога в деле преображения мира.

Но почему культ труда и покорения космоса не уберег СССР от кризиса и последующего распада? Наверное, все дело в изначальных инженерных изъянах «красного проекта». Из-за атеистической составляющей коммунизм очень скоро стал пониматься советскими людьми сугубо материалистически – как гигантский супермаркет, в котором каждый может положить в корзину столько товаров, сколько способен унести.

Однако проблема состояла в том, что такой идеальный супермаркет удалось создать – но не в СССР, а на Западе. Во всяком случае, западные элиты смогли смастерить привлекательную витрину капитализма, глядя на которую, советские граждане представляли себе идеальное общество. Общество, в котором ездят на дорогих машинах, носят дизайнерскую одежду и живут в гигантских особняках с белыми колоннами.

Через массовую культуру западная пропаганда транслировала соцлагерю манящие картинки потребительского рая, который так сильно походил на «коммунизм», описываемый советским агитпропом.

«Во как люди живут! Не то что мы в «совке», – возмущались на своих кухнях граждане СССР. А раз создать рай на земле в Союзе не удалось, то нужно стремиться стать Западом.

Сначала эта идея охватила элиту, которая хотя бы частично имела возможность выезда за рубеж. А затем она проникла в широкие народные массы.

В итоге Советский Союз канул в Лету, а на смену его героическим идеалам пришли такие ценности, как красивая жизнь, статусное потребление, богатство и всевозможные удовольствия. «Бери от жизни все!» – учила нас реклама, и этот нехитрый лозунг в умах и сердцах людей пришел на смену советским идеологемам.

Посмотрите любой современный российский сериал! Вам будут показывать богатые дома, дорогие иномарки и нежащихся в роскоши красавцев мужчин и гламурных девиц. А о том, какими, собственно, трудами заработаны эти «палаты каменные», если и сказано, то лишь невнятной скороговоркой.

Очевидно, что с такой системой ценностей Россия едва ли может рассчитывать на исторический успех в XXI веке.

Но, может быть, именно сегодня пришло время возродить на новом витке спирали недавние идеалы?

Совпадение Пасхи с важнейшими советскими праздниками если и не дает нам в готовом виде пресловутый «исторический проект», то, во всяком случае, ставит необходимые для его нахождения «маяки».

Эти «маяки» указывают на возможность примирения «красных» и «белых» – синтеза лучших сторон дореволюционной, советской и постсоветской России. От царского периода можно взять идеалистический настрой, стремление к духовности и высокую культуру, а от СССР – тягу к социальной справедливости, культ труда, науки и человеческого разума.

Именно «красно-белый синтез» в 1940-е годы помог нашей стране одолеть гитлеровское нашествие – обращение к наследию дореволюционного периода позволило в решающий момент объединить миллионы людей. Но подобный синтез необходим и сейчас, теперь уже для достижения побед на мирных фронтах.

Вот только способны ли мы остановить гражданскую войну, все еще идущую в головах отдельных граждан? Пока на этот вопрос сложно ответить однозначно.

Но ясно одно – прорыв в будущее невозможен без примирения со своим прошлым и умения самоотверженно трудиться, мечтать и устремляться к звездным далям. И, похоже, именно такие подсказки дает совпадение важнейших советских дат с православной Пасхой – праздником, знаменующим победу жизни над смертью.


Источник








comments powered by HyperComments