Почему Турцию отстранили от переговоров по Карабаху

12 января 2021 г. 20:29:01

Комментирую недавнюю встречу лидеров России, Азербайджана и Армении, автор замечает, что в переговоры по Карабаху до сих пор не вовлечена Турция. И, несмотря на договоренности Путина и Эрдогана по совместному восстановлению региона, решения принимает Россия, делает вывод турецкий обозреватель. Какая роль уготована Анкаре на Кавказе?

В войне в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией с 10 ноября оружие смолкло, пишет турецкая газета Habertürk. Президент России Владимир Путин, выступивший посредником в установлении режима прекращения огня, в этом контексте пригласил в Москву 12 января президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна для обсуждения нерешенных вопросов.

Это первая личная встреча Пашиняна и Алиева со времен конференции по безопасности, проведенной в Мюнхене год назад.

В 44-дневной войне пять тысяч человек погибли. Хотя режим прекращения огня продолжается два месяца, все еще происходят мелкие инциденты и столкновения. Несмотря на соглашение о прекращении огня, достигнутое при посредничестве России, многие вопросы, прежде всего границы новых линий фронта между Азербайджаном и Арменией, по-прежнему ожидают своего решения.

Между тем в Армении тысячи людей ждут вестей от своих задержанных и пропавших без вести родственников. Армения не только разбита на фронте, но и переживает хаос во внутренней политике. Имидж Пашиняна разрушен.

Бывшие премьер-министры Роберт Кочарян и Серж Саргсян, известные как «карабахская шайка», продолжают при поддержке Москвы играть свои роли внутри страны.

На стадии подготовки к вчерашней встрече в Москве представители ведомств обороны и безопасности двух стран в конце декабря посетили руководителя российской секретной службы ФСБ Александра Бортникова, после чего снова встретились для консультаций. То есть встречу лидеров предваряли переговоры на уровне разведок.

Однако заметим, что в эти дипломатические усилия и переговоры на уровне разведок, которые продолжаются с 12 декабря, до сих пор не вовлечена Турция. Поскольку Россия заняла позицию в пользу того, чтобы этот процесс оставался между тремя странами…

Пограничные войска ФСБ России в рамках соглашения о безопасности были размещены на границах Армении с Турцией и Ираном.

Со времен войны они находятся и на границе между Арменией и Азербайджаном. За последние недели это место стало особым горячим и спорным регионом за пределами Нагорного Карабаха.

Вопрос уже не ограничивается нагорно-карабахским конфликтом и эволюционирует в сторону проблемы, связанной с линией Армения — Нахичевань. Риторика о том, чтобы «Нахичевань напрямую была связана с Азербайджаном», которая в последнее время вслух озвучивается в Баку, в Москве встречается с осторожностью.

Тем не менее в соглашении о прекращении огня предусматривалась возможность наземного соединения запада Нахичевани с Азербайджаном и Нагорным Карабахом и, следовательно, прямого сообщения с Турцией.

Наряду с тем, что данное обещание было своего рода привилегией, предоставленной Баку в ноябре, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение азербайджанской армии, оно также показывает, как Россия в то же время пытается держать под контролем своего конкурента в регионе — Турцию. Или же создать пространство для того, чтобы привлечь Турцию на свою сторону в противовес той роли, которую США возьмут на себя в регионе…

Попытки Москвы держать под контролем Анкару также отчетливо видны и в другом соглашении, по центру мониторинга перемирия в Нагорном Карабахе, в котором Россия и Турция желают работать вместе.

Так, московское руководство поставило условие, чтобы центр был создан за пределами Нагорного Карабаха, а турецкие военные, которые будут работать в нем, были безоружными и наблюдение осуществлялось только с помощью беспилотников.

После нескольких недель переговоров между представителями России и Турции 36 турецких военных в конце года отправились в Азербайджан.

Предполагается, что центр заработает 21 числа текущего месяца. Напомним, что в настоящее время военнослужащие ВС Турции также продолжают работу по разминированию на азербайджанских землях.

Между тем Алиев также пытается подавить гнев азербайджанского народа, поскольку российским военным не рады в регионе.

Известно, что с азербайджанской стороны тоже высоко число погибших в войне, а восстановление возвращенных территорий будет долгим и дорогостоящим. В этой связи Алиеву необходимо слаженно управлять психологическим процессом в стране и процессом восстановления территорий, освобожденных от оккупации.

Вместе с тем из-за эпидемии коронавируса и падения цен на нефть и природный газ Азербайджан тоже борется с экономическими трудностями.

С другой стороны, экономический и политический кризис в Армении намного серьезнее и масштабнее, чем в Азербайджане. Положение Армении, которая держится на ногах за счет поддержки и помощи со стороны диаспоры, стало совершенно безвыходным.

В этом смысле Россия на данный момент является единственной гарантией стабильности для армян. Иными словами, Путин, хотя и выступает в качестве лидера, обеспечившего прекращение огня, на самом деле не хочет, чтобы Армения в конце концов оказалась в жалком положении перед Азербайджаном. Но Путин, совершенно ясно и точно, хочет, чтобы Пашинян ушел.

Дипломатические усилия Москвы в то же время можно рассматривать и как меру по восстановлению союзнических отношений с армянами, которые во время войны почувствовали себя брошенными российским правительством.

Хотя Анкара и Москва в конечном счете договорились восстанавливать регион, решения принимает Россия. Однако инициативы России свидетельствуют для Турции о том, что Кремль желает держать в своих руках контроль над регионом и дает сигнал: «Будь на моей стороне, но не слишком вмешивайся».

России нужно, чтобы Турция на Кавказе оставалась в пассивном положении на ограниченном пространстве, не заходила глубже в регион, в том числе за счет пресечения ее наземного сообщения с Нахичеванью.

Источник

" data-title="" style="margin: 0px; padding: 0px; outline: none; border: none; box-sizing: border-box;">


Источник