Гримасы либерализации-2. Долой ПСО!

4 декабря 2019 г. 19:57:04

Минэнергетики заявило о намерении отказаться в дальнейшем от льготного тарифа на электроэнергию для бытовых потребителей, более известного как режим специальных обязательств (ПСО). Дескать, не рыночный механизм. Эксперты говорят, что в случае отмены ПСО тарифы возрастут в лучшем случае на 20-30%. А с учетом отмены заодно и постановления №560 (ограничения в 1400 за 1 Гкал), отчего подорожают тепло и горячая вода, общий рост тарифов будет ого-го. Это и есть реформы?

«Мы строим эффективные энергетические рынки. ПСО – инструмент, который не улучшает эффективность рынка. Я не думаю, что мы полностью откажемся от ПСО в 2020 году, но мы будем двигаться в направлении того, чтобы уменьшить объем ПСО», – заявил министр экологии и энергетики Алексей Оржель, комментируя идею повышения тарифа для крупных бытовых потребителей до уровня II класса промышленных потребителей.

Другими словами, если вы потребляете более какой-то отметки (то ли 100, то ли 500 кВт, это как решат), платить вам по реальной рыночной цене. При этом где-то у министра проскользнуло утверждение, что средней семье достаточно чуть ли не 20 кВт в неделю, а кто потребляет больше — это замаскированные мини-пекарни и всякие там ФОПы. Не говоря уже о теневых майнерах, которые с утра до вечера добывают криптовалюту.

Пардон, но когда летом на улице стояла жара под 40 градусов, то у меня целый месяц работал кондиционер. Практически круглосуточно. Иначе квартира превращалась в раскаленную консервную банку. Что же касается холодов, то отопительный период — идеальное время для коммунальщиков, чтобы отключить горячую воду и отопление в поиске прорывов старых труб. А поскольку долбать мерзлую землю занятие непростое, то еще месяц приходится жить с бойлером и обогревателем. Так и выходим на высокий уровень потребления электричества. Без всякой мини-пекарни и криптовалютного майнинга.

Я вообще не представляю, как можно потреблять 30-80 кВт/ч в месяц семье из трех человек? Это должны быть какие-то сыроеды-веганы-староверцы, которые ничего не готовят, не разогревают, не разрешают детям включать телевизор и в целях экономии по вечерам зажигают лучину.

Поставщики должны напоминать провайдеров интернета или кабельного ТВ – бороться за потребителя и предлагать наиболее соблазнительные условия. А население из этого многообразия предложений выберет то, что ему больше подходит по цене, качеству работы и надежности. Но это в теории

Нормальная современная жизнь энергозатратна в принципе. Но спорить с правительством, которое собирается повышать цены на электроэнергию для крупных потребителей-физлиц, я не собираюсь, поскольку это только начало целенаправленного движения в хорошо угадываемую сторону. Как отметил все тот же Оржель, повышение тарифа для крупных бытовых потребителей – это лишь первый этап.

Следующий, по мнению экспертов, коснется и остальных украинцев, которые потребляют гораздо меньшее количество электроэнергии. Цель совершенно очевидная — сравнять стоимость для населения и для промышленности в рамках либерализации рынка энергетики.

Напомню, что с 1 июля 2019 года в соответствии с законом «О рынке электроэнергии» в Украине заработал так называемый свободный рынок электроэнергии. Уже за первые 10 дней рост цен для промышленности составил почти 30%. Сейчас средний тариф закрепился на отметке 20-25%% выше, чем до старта энергорынка.

Для населения в цена осталась зафиксированной на уровне 90 коп за 1 кВт/ч за 100 кВт и 1,68 грн за 1 кВт при потреблении свыше 100 кВт, благодаря вышеупомянутым ПСО. Но это не рыночный подход. Он, видите ли, предусматривает перекрестное субсидирование стоимости для бытовых потребителей за счет небытовых. А нужно снижать цены не за счет ограничений, а за счет конкуренции поставщиков.

Поставщики должны напоминать провайдеров интернета или кабельного ТВ – бороться за потребителя и предлагать наиболее соблазнительные условия. А население из этого многообразия предложений выберет то, что ему больше подходит по цене, качеству работы и надежности. Но это в теории.

А на практике оказывается, что перекинуть телевизионный кабель от одного провайдера к другому в городских условиях, где присутствует конкуренция — просто. А вот отключить свою квартиру от одного поставщика света и перейти к другому — сложная техническая проблема.

Поэтому для рядовых потребителей после запуска свободного рынка электроэнергии и разделения облэнерго на два юрлица (одно занимается передачей электрики и обслуживанием сетей, второе – ее продажей) ничего кардинально не изменилось в плане цен и обслуживания. Ну, платили мы раньше одному поставщику, теперь двум. В Киеве правопреемниками бывших облэнерго стали «ДТЭК Киевские электросети» и ООО «Киевские энергетические услуги». И что? Ничего!

Правда, после отмены ПСО разница станет заметной. Не в обслуживании, а в тарифах. К тому же, не надо забывать, что 15 ноября Кабмин отменил принятое 26 июня 2019 года предыдущим правительством постановление №560, которое устанавливало предельный тариф на тепло и горячую воду в городах областного значения на уровне 1400 грн/Гкал (с НДС и при наличии приборов учета).

Однако нынешний Кабмин посчитал, что решение своих «папередников» является экономически необоснованным, создающим угрозу отключений, поскольку местные власти с такими тратами не справляются и покрывать их из местного бюджета не смогут. Посему постановление №560 благополучно отменили

Мы много писали об этом. Напомню только, что решение стало результатом обнародования вопиющих фактов о космических тарифах в отдельных населенных пунктах страны: легендарной Зачепиловке, где жителям одного многоквартирного дома пришлось в месяц начислять по 20 тыс. грн субсидий, горемычной замерзающей Смеле, Фастову (там КП «Фастовтеплосеть» выставил 5670 грн. в месяц за отопление квартиры в 45 кв. м) и проч.

Прежний Кабмин внял доводам местной власти, что не она виновата, а так исторически и технически сложилось со стоимостью теплоснабжения, и выставил средневзвешенный и экономически обоснованный тариф только для крупных населенных пунктов областного значения. Остальным позволили существовать дальше, по принципу «как получается», исходя из способа отопления в каждом конкретном населенном пункте – газом углем, мазутом, торфом и т.д.

Руководствуясь постановлением, производители тепла накатали в НКРЭКУ свои расчеты, сделанные на основании решения Госэнергоэффективности от 25 сентября этого года, которым был установлен средневзвешенный тариф в отопительном сезоне-2019/2020 в разных регионах Украины. В Киеве он составил 1455,90 грн./Гкал (без учета НДС, но с транспортировкой), а в Киевской области еще выше – 1747,32 грн./Гкал. В воздухе запахло необходимостью дотаций.

Однако нынешний Кабмин посчитал, что решение своих «папередников» является экономически необоснованным, создающим угрозу отключений, поскольку местные власти с такими тратами не справляются и покрывать их из местного бюджета не смогут. Посему постановление №560 благополучно отменили.

«Решение обеспечивает стабильное прохождение отопительного сезона и устраняет угрозу отключения городов от газа из-за экономически необоснованных ставок тарифов», – отметили в министерстве энергетики. И добавили, что с просьбой отменить это постановление к премьеру Алексею Гончаруку обращалась Ассоциация городов Украины.

Но, поскольку ничего взамен ограничения в 1400 грн/Гкал, которое было своеобразным ПСО по теплу, не придумали, то взять на себя дополнительные расходы снова придется населению. Т.е. помимо газа, о котором мы писали в прошлой статье, и электричества, на наши плечи ложатся затраты по росту тарифов на теплоснабжение. Как минимум, это касается жителей крупных городов. В городских бюджетах денег на компенсацию нет, а в карманах среднестатистического украинца выходит, что есть. Так что ли?

Галина Акимова


Источник