О природе людей часть 2

Александр Михайлов

14 ноября 2017 г. 22:40:58

О природе людей часть 1

Познание логическое и сенсуальное

Как ранее мы уже отмечали, знания необходимы людям, в первую очередь, для их выживания, но любая истина познаётся только в сравнении. Поэтому люди постоянно сопоставляют между собой различные объекты и явления, мысленно выстраивая их в ряд с учётом значения того или иного параметра.

Не всякое простое решение является гениальным, но всё гениальное просто,и с помощью обычного линейного упорядочения объектов исследования были сделаны такие выдающиеся научные открытия, как: “Закон октав” Джона Александра Рейна Ньюлендса 1864 г. (впоследствии переименованный в “Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева” 1870 г.), “Периодический закон географической зональности” Андрея Александровича Григорьева 1953 г., и “Периодический закон геологических процессов” Андриана Борисовича Наливкина, 1980 г. Эти элементарные(!) математические построения оказались настолько грандиозными научными достижениями, что в законе Менделеева сегодня даже специалисты разбираются очень слабо, а к разгадке познавательного значения последних двух периодических законов, человечество ещё не приступило.

Средства массовой информации то и дело призывают пытливых людей делать открытия, чтобы двигать науку вперёд. Однако, реальные резервы ускорения научно-технического прогресса сегодня находятся в другом месте. Учёные-теоретики производят на свет достаточное количество всевозможных академических знаний, но у современного человечества хронически не хватает грамотных людей, вроде Д.И.Менделеева, способных во всём этом разобраться и довести великие научные достижения до их широкого практического применения.Мало у нас учёных, да много обученных с полным отсутствием какого-либо творческого начала, умеющих только якать и твердить наспех заученные прописные истины.

Как известно, в основе научных изысканий человечества лежит логическое мышление, которое предоставляет нам возможность постижения реальности, но не всё в этом мире поддаётся логическому анализу, поэтому, "человек постигает Истину не только разумом, но и сердцем" Блез Паскаль.

Наряду с сознательным поиском истины, имеет место подсознательный, то есть чувственный (сенсуальный) анализ действительности, на котором, кстати говоря, и зиждется вся наша богемная деятельность. Вероятно, некоторые мои читатели пришли в недоумение, и хотели бы уточнить, какое отношение к познанию может иметь искусство, которое, по их мнению, существует лишь для получения человеком удовольствия. Думая так, мы глубоко заблуждаемся, так как все виды искусств, являются вторым равновеликим первому способом изучения окружающего мира. Так, например, этические и эстетические аспекты нашего бытия нельзя постичь только с помощью одного логического анализа. Без существования искусств невозможно социальное развитие человечества, и в этом случае люди никогда не смогли бы выделить себя из животного мира. Более того, сенсуализм, как способ познания, первичен в сравнении с логическим анализом.

Человек, как высшее существо

Где сильные выживают,

там слабые размножаются

В.П.Рычков

В какой-то степени можно согласиться с утверждением о том, что человек является венцом творения природы, по крайней мере, на нашей планете. Но тогда и биосферу Земли следует рассматривать как сложнейшую экологическую систему, предназначенную для жизнеобеспечения людей, то есть высших существ. Каким же образом этот планетарный биоценоз сохраняет себя и нас в том числе?

С той поры, как планета Земля обзавелась биосферой, на ней ни на минуту не прекращается битва жизни со смертью, и главная задача человечества, как и всякой живой субстанции на земле, сводится к постоянной борьбе за выживание. Наш отказ от этой борьбы непременно приведёт к исчезновению Homo sapiens-a, и тогда сам вопрос о какой бы то ни было человеческой сути потеряет всякую актуальность.

Борьба за существование жизни на Земле ведётся в трёх направлениях: Во-первых, все виды живых существ занимаются воспроизводством себе подобных, что обеспечивает восстановление их численности при естественной смене поколений и случайных потерях. Во-вторых, многие биологические объекты осуществляют охранные действия, что в значительной степени, гарантирует им и их сородичам повседневную безопасность. В-третьих, вся фауна и флора Земли вынуждена постоянно приспосабливаться, к непрерывно меняющимся условиям существования, минимизируя губительное воздействие этих изменений. Простейшие формы живой материи в борьбе за своё выживание делают основную ставку на лавинообразное размножение. Более развитые организмы для этой цели широко применяют рефлексы, а достаточно совершенные существа, такие как высокоразвитый животный мир, типичным представителем которого является и сам человек, активно пользуются инстинктами, то есть сложнейшими поведенческими программами.

В целях обеспечения своей безопасности люди и все высшие животные используют инстинкты самосохранения, как индивидуального, так и коллективного характера, что, с одной стороны, заставляет нас быть осторожными, а с другой помогает преодолевать чувство страха и противостоять любой опасности, вплоть до того, что индивид идёт на самопожертвование. Задача пополнения численности своего биологического вида и животными, и людьми решается тоже достаточно одинаково. Для этого все мы пользуемся инстинктами размножения, выхаживания, воспитания и обучения подрастающего поколения. Но в реализации последнего, третьего направления борьбы за выживание человечество принципиально расходится с миром животных, приспосабливается к изменению окружающей среды по-своему. Если у животных основу противодействия агрессивным факторам среды обитания составляют мутации и рефлексы, которые позволяют им биологически видоизменяться и корректировать нормы поведения, то у людей имеет место совершенно иная картина.

Для того чтобы вписаться в условия своего существования, животные, в большинстве случаев, покидают обжитые ими места или изменяют себя биологически, а люди поступают здесь с точностью до наоборот. Способности человека к генетической изменчивости ниже, чем у кого-либо из живых существ, но мы в этом биологическом феномене особо и не нуждаемся. Более того, вопреки широко бытующему мнению о примитивности человеческого организма, люди настолько совершенны, что мутации могут серьёзно навредить нашей природе, и они нам попросту противопоказаны. Поэтому приспосабливается человечество к изменению окружающей среды, используя особую группу инстинктов, которая высокоразвита только у людей, и предназначена она для стимуляции нашей познавательной деятельности. “Учиться надо всю жизнь до последнего дыхания!.. кто бросает - тот зверь” (Сюнь-цзы).

Разумность вместо мутации

Как может наша любознательность заменить всемогущую мутацию в борьбе за выживание человечества? Происходит это, приблизительно, таким образом: благодаря исключительной наблюдательности, пытливому уму и прекрасной памяти, люди постоянно добывают информацию об окружающем мире. Затем на базе этих познаний нами изобретаются всевозможные технологии и устройства, которые используются для совершенствования среды обитания. Подобные созидательные мероприятия позволяют человеку не прибегать к применению механизмов своей биологической изменчивости, и наша цивилизация постоянно стремится благоустраивать окружающий мир, то есть старается трансформировать его таким образом, чтобы качество жизни людей не слишком сильно «давило» на их генетику.

Это мы с вами разобрали только стратегический аспект решения человечеством данной задачи. Однако и с тактической точки зрения взаимоотношение людей с окружающей средой тоже в корне отличается от поведения животных. Действия человека здесь носят исключительно наступательный характер, и мы постоянно заселяем те территории, которые изначально были непригодны для обитания человека, вплоть до освоения безвоздушного космического пространства.

Наши младшие братья по разуму тоже всячески стараются избегать мутации, но делают они это не по-человечески, радикально преобразуя окружающую среду, а предпочитают для своего поселения готовые «тёпленькие местечки», обеспечивающие им условия вольготного проживания. Поэтому животный мир вечно находится в конкурентной борьбе, не на жизнь, а на смерть, за право существования в привилегированных условиях. Такое паразитическое поведение жизненно необходимо животным, а иначе их популяции подвергнутся серьёзному мутированию или же полному вымиранию, что в принципе одно и тоже. Подобной угрозы для людей не существует благодаря их разумной созидательной деятельности, а если кто-то из нас постоянно приспосабливается и норовит попасть на всё готовенькое, то и не человек это вовсе, а животное, со всеми вытекающими отсюда психофизиологическими последствиями.

Считается, что интеллект - это одно из свойств человеческой памяти, но не следует забывать и о том, что уровень рассудочной деятельности у людей бывает очень разным, от полной дебильности до невероятной гениальности. Кстати говоря, люди занимаются мошенничеством не от большого ума, и “Хитрецом человек становится от ущербности своего рассудка” (Рычков В.П.). “Плутовские навыки примитивных социальных групп, являются заветным пределом их интеллектуального развития, и потому хитрость они называют вторым умом, а наглость вторым счастьем. Эти нравственные суррогаты необходимы людям только в том случае, если у них нет ни достаточного ума, ни настоящего человеческого счастья”. (Михайлов В.А.)

Учёные называют людей нomo sapiens, что переводится с латыни, как человек разумный, и отличаемся мы от зверья возможностью развивать недюжинные умственные способности, но во все исторические времена среди цивилизованных людей особо почиталась «золотая середина». Ещё Древние греки пришли к выводу, что “Всё должно быть в меру”, и они начертали эту великую истину на стене своего акрополя. “Без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасное”, говорил Св. Василий. Так, например, для многих людей очень желанное: любвеобилие и безудержная воинственность наносит им серьёзный физический и психологический урон. Неумеренность стремления человека к знаниям приводит к генетическим отклонениям в его организме, что является основной причиной нездоровья интеллектуалов, и уродство новорожденных нередко является следствием постоянных умственных перегрузок продвинутых родителей. Нечто подобное имеет место и у примитивных людей, правда уже по обратной причине, то есть, от их интеллектуальной недоразвитости.

Физиология современного человека - это само совершенство, но чрезмерно развитый интеллект или же его изрядный недостаток слишком часто приводит людей к экстремальным ситуациям. В результате включаются механизмы нашей биологической изменчивости, что сильно портит генетику человека. Такие люди не только сами деградируют, но и производят на свет неполноценных детей: даунов, олигофренов, индиго и прочее дефективное потомство. Как видите, противоположности здесь сходятся, и чем оптимальнее разумность конкретного человеческого сообщества, тем меньше оно склонно к мутациям.

Генетическая программа

Целесообразность существования живых организмов, заложена в их генетической программе, которая предопределяет и жизненный цикл, и природное предназначение, и поведенческие нормы всех видов живых существ без исключения. Но что мы сегодня знаем о генетической предопределённости в социальном поведении человека? Да ровным счётом ничего, и эта наука всё ещё ждёт своих первооткрывателей.

Для успешных изысканий в данной области познания, которую можно было бы назвать социальной психофизиологией, биологичность подхода исследователей должна быть первичной, а социальность вторичной. Обратите внимание читатель, что данная позиция полностью соответствует научной концепции академика Бехтерева.

Исходя из своего эгоцентризма, человек обычно склонен приписывать разумность поведения представителям животного мира, хотя на самом деле всё происходит с точностью до наоборот, и большинство людей в своих поступках руководствуются исключительно инстинктами. Но это и неплохо, потому, что инстинкт гораздо надёжнее логики, а те немногие незаурядные личности, в поведении которых преобладает значительная доля разумности, очень часто совершают грубейшие роковые ошибки.

Таковы жизненные реалии, и как бы красиво ни воспевали поэты-романтики самозабвенную человеческую любовь, отчаянную храбрость и нашу неудержимую тягу к познанию, все эти удивительные душевные качества, являются всего лишь проявлением нашей физиологической сущности. Как ни досадно это сознавать, но все людские симпатии к противоположному полу, даже самые утончённые из них, зиждутся на инстинктах размножения. Легендарная мужественность человека опирается на инстинкты самосохранения, а мудрая наука и прекрасное искусство своим существованием обязаны инстинктам, стимулирующим любознательность. Но, несмотря на всю прозаичность своей природной сути, эти три психологические стихии являются для нас первостепенными в силу того, что именно они обеспечивают выживание человечества. При этом любовь ответственна, главным образом, за воспроизводство людей, осторожность и бесстрашие отвечает за нашу безопасность, а способность к поиску и накапливанию знаний предоставляет человечеству немаловажную возможность изменять окружающую среду, что спасает людей от вымирания и генетического вырождения.

Человечество уже давным-давно осознало всю судьбоносность своей страстной потребности в любви, в подвиге и в истине. Ещё древние буддисты подметили, что“красавица, герой и ученый, куда бы ни пошли, везде найдут себе приют”, а“тот, чьё сердце не стремится ни к женщинам, ни к битвам, ни к наукам, напрасно родился на свет и похитил юность матери”. К аналогичному выводу пришли и античные философы: “Человеком управляют три вещи, – утверждали они – любовь, страх смерти, и жажда познания”. И до тех пор, пока подобные мировоззренческие установки имеют место в общественном сознании какого-либо человеческого сообщества, оно будет продолжать своё существование, а если предпочтёт иную точку зрения, то вскорости исчезнет.

Каким же образом три перечисленные выше группы инстинктов, ответственные за наше выживание, удерживают ведущую роль в мотивации поведения людей? Лидерство это заложено в приоритетах генетической программы человека, и обеспечивается оно специальным биохимическим механизмом, речь о котором пойдёт ниже.


Источник







comments powered by HyperComments