Госсектор в российской экономике

17 июня 2019 г. 21:36:25

В России го­су­дар­ствен­ный сектор за­ни­ма­ет зна­чи­тель­ную долю в кор­по­ра­тив­ной сфере, что ока­зы­ва­ет вли­я­ние на усло­вия кон­ку­рен­ции на то­вар­ных рынках. Одним из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих прин­ци­пов го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки по раз­ви­тию кон­ку­рен­ции было при­зна­но со­кра­ще­ние доли го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний на кон­ку­рент­ных то­вар­ных рынках. На­ци­о­наль­ным планом раз­ви­тия кон­ку­рен­ции преду­смот­ре­ны меры по лик­ви­да­ции уни­тар­ных пред­при­я­тий и за­пре­ту на при­об­ре­те­ние го­су­дар­ством ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность на кон­ку­рент­ных то­вар­ных рынках.

Указ Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 21.12.2017 № 618 «Об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки по раз­ви­тию кон­ку­рен­ции» задает цель со­кра­ще­ния доли хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, учре­жда­е­мых или кон­тро­ли­ру­е­мых го­су­дар­ством или му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми, в общем ко­ли­че­стве хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность на то­вар­ных рынках (п. 3 Указа) . Для до­сти­же­ния обо­зна­чен­ной цели На­ци­о­наль­ный план по раз­ви­тию кон­ку­рен­ции в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2018 – 2019 годы вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие меры, ко­то­рые на­прав­ле­ны на со­кра­ще­ние доли го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра:

1) огра­ни­че­ние со­зда­ния уни­тар­ных пред­при­я­тий на кон­ку­рент­ных то­вар­ных рынках;

2) запрет при­об­ре­те­ния го­су­дар­ством акций и долей ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность на то­вар­ных рынках в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции.

Одним из клю­че­вых по­ка­за­те­лей На­ци­о­наль­но­го плана яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки (за ис­клю­че­ни­ем сфер де­я­тель­но­сти субъ­ек­тов есте­ствен­ных мо­но­по­лий и ор­га­ни­за­ций обо­рон­но­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са) при­сут­ствия не менее трех хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, не менее чем один из ко­то­рых от­но­сит­ся к част­но­му биз­не­су.

В то же время для до­сти­же­ния цели сни­же­ния доли го­су­дар­ствен­но­го уча­стия в эко­но­ми­ке необ­хо­ди­мо рас­по­ла­гать оцен­ка­ми те­ку­щей си­ту­а­ции. В от­сут­ствие еди­но­го под­хо­да оценки доли го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра в рос­сий­ской эко­но­ми­ке су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся, однако в ко­неч­ном итоге все они схо­дят­ся в его зна­чи­тель­ном раз­ме­ре.

Оценка гос­сек­то­ра РФ

Уни­тар­ные пред­при­я­тия

Первое чтение в Го­су­дар­ствен­ной думе Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции прошел за­ко­но­про­ект № 554026-7, преду­смат­ри­ва­ю­щий лик­ви­да­цию всех уни­тар­ных пред­при­я­тий на кон­ку­рент­ных то­вар­ных рынках . По мнению раз­ра­бот­чи­ка за­ко­но­про­ек­та (ФАС России), их уча­стие в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на кон­ку­рен­цию на ло­каль­ных кон­ку­рент­ных рынках, по­сколь­ку уни­тар­ные пред­при­я­тия имеют право рас­по­ря­жать­ся го­су­дар­ствен­ным (му­ни­ци­паль­ным) иму­ще­ством, яв­ля­ясь при этом ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей, что обес­пе­чи­ва­ет им необос­но­ван­ные кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства.

В то же время уни­тар­ные пред­при­я­тия могут со­зда­вать­ся для осу­ществ­ле­ния про­филь­ной де­я­тель­но­сти на рынках, где от­сут­ству­ют част­ные пред­при­ни­ма­те­ли. В со­от­вет­ствии с этим, Ко­ми­те­том по эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке, про­мыш­лен­но­сти, ин­но­ва­ци­он­но­му раз­ви­тию и пред­при­ни­ма­тель­ству Го­су­дар­ствен­ной думы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции было вы­дви­ну­то пред­ло­же­ние о лик­ви­да­ции уни­тар­ных пред­при­я­тий только после про­ве­де­ния ана­ли­за со­сто­я­ния кон­ку­рен­ции на со­от­вет­ству­ю­щем то­вар­ном рынке, ко­то­рый должен вклю­чать анализ усло­вий до­сту­па на рынок и доли хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов.

В 2019 году ко­ли­че­ство уни­тар­ных пред­при­я­тий в России со­ста­ви­ло 17 тыс. При этом в по­след­ние годы на­блю­да­лось их по­сте­пен­ное сни­же­ние на 2,4–2,9 тыс. еже­год­но. В то же время каждый год со­зда­ва­лось по­ряд­ка 600 новых пред­при­я­тий данной ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой формы.

По данным СПАРК, в 2017 году общий объем вы­руч­ки уни­тар­ных пред­при­я­тий со­ста­вил 2,2 трлн руб., при этом на 10 круп­ней­ших ор­га­ни­за­ций при­ш­лось 617 млрд руб., или 28% от общего объема вы­руч­ки. Данные по вы­руч­ке уни­тар­ных пред­при­я­тий пред­став­ле­ны только по 9,7 тыс. ком­па­ний. Сред­ний объем вы­руч­ки, за ис­клю­че­ни­ем 10 круп­ней­ших ор­га­ни­за­ций, со­ста­вил в 2017 году 164 млн руб. При этом для 8,3 тыс. объем вы­руч­ки не пре­вы­сил 120 млн руб

Доля уни­тар­ных пред­при­я­тий в общем ко­ли­че­стве ор­га­ни­за­ций в России незна­чи­тель­на и со­став­ля­ет по­ряд­ка 0,3%. При этом сфера ЖКХ, где больше всего со­сре­до­то­че­но уни­тар­ных пред­при­я­тий, имеет самый боль­шой ин­ве­сти­ци­он­ный по­тен­ци­ал со сто­ро­ны малого биз­не­са. Вместе с тем яв­ля­ет­ся стра­те­ги­че­ски­ми для го­род­ско­го хо­зяй­ства.

Объем за­ку­пок в рамках Фе­де­раль­но­го закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О кон­тракт­ной си­сте­ме в сфере за­ку­пок то­ва­ров, работ, услуг для обес­пе­че­ния го­су­дар­ствен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд» у уни­тар­ных пред­при­я­тий со­ста­вил в 2018 году 393 млрд руб., из ко­то­рых только 50% было разыг­ра­но в рамках кон­ку­рент­ных про­це­дур.

Го­су­дар­ство в кор­по­ра­тив­ном сек­то­ре

Из 100 круп­ней­ших ком­па­ний, пред­став­лен­ных в рей­тин­ге Экс­перт РА за 2017 год, 28 ком­па­ний яв­ля­ют­ся ком­па­ни­я­ми с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем (доля госу­ча­стия не менее 25%), в них ра­бо­та­ют 5,5% всех за­ня­тых в рос­сий­ской эко­но­ми­ке в 2017 году. Доля вы­руч­ки ком­па­ний го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра в со­во­куп­ной вы­руч­ке топ-100 ком­па­ний в 2017 году со­ста­ви­ла 50%.

Анализ от­рас­ле­вой струк­ту­ры ком­па­ний, пред­став­лен­ных в рей­тин­ге в 2017 году, по­ка­зы­ва­ет рост числа ком­па­ний из сферы опто­вой тор­гов­ли (в 2017 году в топ-100 пред­став­ле­но на 3 ком­па­нии больше), и сни­же­ние числа ком­па­ний в сфере ма­ши­но­стро­е­ния (на 3 ком­па­нии меньше). Также в топ-100 вы­рос­ло число пред­ста­ви­те­лей сферы стро­и­тель­ства, в том числе про­мыш­лен­но-ин­фра­струк­тур­но­го.

Круп­ней­шие ком­па­нии с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем при­сут­ству­ют в 9 от­рас­лях, боль­шая часть из них функ­ци­о­ни­ру­ет в неф­тя­ной и неф­те­га­зо­вой про­мыш­лен­но­сти (7), бан­ков­ской сфере (5) и ма­ши­но­стро­е­нии (4).

На долю 4 го­су­дар­ствен­ных банков, пред­став­лен­ных в топ-100 круп­ней­ших ком­па­ний в 2017 году, при­ш­лось 88% вы­руч­ки всех ком­па­ний в этой от­рас­ли, во­шед­ших в пе­ре­чень топ-100 ком­па­ний. В сек­то­ре элек­тро­энер­ге­ти­ки из 5 пред­став­лен­ных в рей­тин­ге ком­па­ний 3 яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ны­ми, на них при­хо­дит­ся 91% вы­руч­ки ком­па­ний этой от­рас­ли, во­шед­ших в рей­тинг.

В сфере транс­пор­та все 3 ком­па­нии, пред­став­лен­ные в топ-100, яв­ля­ют­ся ком­па­ни­я­ми с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем.

Ди­на­ми­ка от­рас­ле­вой струк­ту­ры гос­ком­па­ний, по­пав­ших в рей­тинг Экс­перт РА, по данным с 2014 года по 2017 год, по­ка­зы­ва­ет со­хра­не­ние доли го­су­дар­ства на вы­со­ком уровне в боль­шин­стве от­рас­лей.

В сек­то­ре ма­ши­но­стро­е­ния доля го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний в вы­руч­ке всех ком­па­ний дан­но­го сек­то­ра, по­пав­ших в рей­тинг, за 2014 – 2017 годы вы­рос­ла с 77 до 79%. Наи­боль­шую долю в вы­руч­ке круп­ней­ших ком­па­ний ма­ши­но­стро­и­тель­ной от­рас­ли со­став­ля­ет Госкор­по­ра­ция «Ростех», на ко­то­рую при­хо­дит­ся 48% вы­руч­ки круп­ней­ших ком­па­ний в сфере ма­ши­но­стро­е­ния.

В неф­тя­ной и неф­те­га­зо­вой про­мыш­лен­но­сти доля гос­ком­па­ний в вы­руч­ке всех ком­па­ний из топ-100 для данной от­рас­ли вы­рос­ла с 61% в 2014 году до 63% в 2017 году.

В бан­ков­ской сфере число гос­ком­па­ний уве­ли­чи­лось с 4 в 2014 году до 5 в 2017 году, при этом доля их вы­руч­ки воз­рос­ла с 86 до 92%. Рост объ­яс­ня­ет­ся пе­ре­хо­дом к Банку России кон­тро­ля над банком «От­кры­тие» в рамках про­ве­де­ния са­на­ции.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что при­сут­ствие го­су­дар­ства за­мет­но сни­жа­лось на про­тя­же­нии 1998 – 2014 годов в от­рас­ли хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти – с 4 до 1 ком­па­ний. После про­да­жи Рес­пуб­ли­кой Та­тар­стан пакета акций группы «Ниж­не­камск­неф­те­хим» в 2016 году доля го­су­дар­ства в этой сфере и вовсе сни­зи­лась до нуля.

Зна­чи­тель­но со­кра­ти­лась доля го­су­дар­ства в сфере про­мыш­лен­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ал­ма­зов по при­чине по­яв­ле­ния в топ-100 ком­па­нии «Полюс», одного из круп­ней­ших част­ных пред­при­я­тий по добыче золота. Ранее един­ствен­ной ор­га­ни­за­ци­ей, вхо­див­шей в топ-100 в данной сфере де­я­тель­но­сти, была АК «Алроса».

Круп­ней­шие ор­га­ни­за­ции по ка­пи­та­ли­за­ции

Сто­и­мость 100 самых до­ро­гих ком­па­ний России, по оцен­кам РИА Рей­тинг, за год со­кра­ти­лась на 8,3% или на 54 млрд долл. и со­ста­ви­ла 592 млрд долл. на 31 де­каб­ря 2018 года . Доля го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний в топ-100 по уровню ка­пи­та­ли­за­ции со­ста­ви­ла 48% в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии.

По срав­не­нию с 2009 годом, сни­зи­лась ка­пи­та­ли­за­ция целого ряда гос­ком­па­ний. Так, ры­ноч­ная сто­и­мость Га­з­про­ма в 2018 году со­ста­ви­ла только 93% сто­и­мо­сти ком­па­нии в 2009 году, Ру­сГид­ро – 70%, ФСК ЕЭС – 58%, МОЭСК – 66%, ТГК-1 – 90%. Часть гос­ком­па­ний зна­чи­тель­но по­те­ря­ла в ка­пи­та­ли­за­ции после роста в 2014 году, в част­но­сти «Банк ВТБ» (в 2018 ка­пи­та­ли­за­ция со­ста­ви­ла только 85% от сто­и­мо­сти в 2014 году), «Баш­нефть» (97%), «Ро­сте­ле­ком» (71%), «Росгос­страх» (59%), «Слав­нефтьМе­ги­он­неф­те­газ» (50%) и другие.

Для срав­не­ния, по оценке OECD, в Китае общая сто­и­мость ком­па­ний с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем на конец 2015 года со­ста­ви­ла 29,2 млрд долл. или 2,1 трлн руб.

В на­сто­я­щее время в России дей­ству­ет про­гноз­ный план (про­грам­ма) при­ва­ти­за­ции фе­де­раль­но­го иму­ще­ства на 2017 – 2019 годы, утвер­жден­ная рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ства Фе­де­ра­ции от 8 фев­ра­ля 2017 г. № 227-р . В со­от­вет­ствии с планом пред­по­ла­га­ет­ся при­ва­ти­за­ция па­ке­тов акций круп­ней­ших ком­па­ний, за­ни­ма­ю­щих ли­ди­ру­ю­щее по­ло­же­ние в со­от­вет­ству­ю­щих от­рас­лях эко­но­ми­ки. Так, до 2019 года пла­ни­ру­ет­ся со­кра­ще­ние доли уча­стия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в устав­ных ка­пи­та­лах таких ком­па­ний, как: «АЛРОСА» (до 29 про­цен­тов плюс 1 акция), «Сов­ком­флот» (до 25 про­цен­тов плюс 1 акция), «Банк ВТБ» (до 25 про­цен­тов плюс 1 акция), и пре­кра­ще­ние уча­стия в таких ком­па­ни­ях, как: «Но­во­рос­сий­ский мор­ской тор­го­вый порт», «Объ­еди­нен­ная зер­но­вая ком­па­ния», «При­ок­ский завод цвет­ных ме­тал­лов» и «Про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Кри­сталл».

При этом стоит от­ме­тить, что пла­ни­ру­е­мые к про­да­же «Но­во­рос­сий­ский мор­ской тор­го­вый порт» и «АЛРОСА» по­ка­за­ли зна­чи­тель­ный рост ка­пи­та­ли­за­ции в 2018 году по срав­не­нию с 2014 годом, в то время как сто­и­мость «Банка ВТБ» сни­зи­лась на 15%.

По данным Ро­си­му­ще­ства (Отчет о вы­пол­не­нии про­гноз­но­го плана (про­грам­мы) при­ва­ти­за­ции фе­де­раль­но­го иму­ще­ства на 2017-2019 гг. в 2017 году), доход фе­де­раль­но­го бюд­же­та от при­ва­ти­за­ции в 2017 году со­ста­вил 14,3 млрд руб., из них 8,5 млрд руб. в ходе про­да­жи акций ак­ци­о­нер­ной ком­па­нии с огра­ни­чен­ной от­вет­ствен­но­стью «Си­сте­ма Шиям Те­ле­сер­ви­сез Лтд» (сов­мест­ное рос­сий­ско-ин­дий­ское пред­при­я­тие). По­ку­па­те­лем вы­сту­пи­ло ПАО АФК «Си­сте­ма». В про­грам­ме на 2018 – 2019 годы за­ло­жен про­гноз до­хо­дов в 5,6 млрд руб. (без учета продаж круп­ней­ших ор­га­ни­за­ций).

За­куп­ки го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов власти могут рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­стве одного из ин­сти­ту­тов раз­ви­тия и ин­стру­мен­та под­держ­ки малого и сред­не­го биз­не­са. В то же время зна­чи­тель­ная часть гос­за­ку­пок рас­пре­де­ля­ет­ся среди ком­па­ний с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем, что при­во­дит к сни­же­нию их по­тен­ци­а­ла как ин­сти­ту­та раз­ви­тия.

По итогам 2018 года общая сумма кон­трак­тов, за­клю­чен­ных го­су­дар­ствен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми за­каз­чи­ка­ми в рамках 44-ФЗ22, со­ста­ви­ла 6,9 трлн руб. При этом в ка­че­стве по­став­щи­ков вы­сту­па­ли как част­ные, так и го­су­дар­ствен­ные ком­па­нии. Доля по­став­щи­ков из числа гос­ком­па­ний в 2018 году по ми­ни­маль­ной оценке со­ста­ви­ла 25% . В то же время фак­ти­че­ская доля может быть выше за счет по­став­щи­ков, ко­то­рые не ука­за­ли в ка­че­стве ос­но­ва­ния для осу­ществ­ле­ния за­ку­пок по Фе­де­раль­но­му закону от № 223-ФЗ «О за­куп­ках то­ва­ров, работ, услуг от­дель­ны­ми видами юри­ди­че­ских лиц» при­над­леж­ность к ком­па­ни­ям с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем. (К при­ме­ру, ПАО «МОЭК» от­но­сит­ся к гос­ком­па­ни­ям (доля го­су­дар­ства – 49%). Однако в ка­че­стве обос­но­ва­ния осу­ществ­ле­ния за­ку­пок по 223-ФЗ ука­за­но только то, что МОЭК яв­ля­ет­ся субъ­ек­том есте­ствен­ных мо­но­по­лий.)

Наи­боль­ший объем за­ку­пок по 44-ФЗ в 2018 году при­шел­ся на сферу стро­и­тель­ства и на про­дук­цию об­ра­ба­ты­ва­ю­щих про­из­водств (со­во­куп­но 63% общей сум­мар­ной сто­и­мо­сти за­клю­чен­ных кон­трак­тов). При этом в ука­зан­ных от­рас­лях за­фик­си­ро­ва­на одна из наи­мень­ших долей гос­ком­па­ний среди всех по­став­щи­ков: в стро­и­тель­ной сфере – 13% от общего объема за­клю­чен­ных кон­трак­тов (по сто­и­мо­сти), в сфере за­ку­пок про­дук­ции об­ра­ба­ты­ва­ю­щих про­из­водств – 16%.

Наи­боль­ший объем кон­трак­тов, за­клю­чен­ных с гос­ком­па­ни­я­ми, по итогам за­ку­пок по 44-ФЗ в 2018 году на­блю­дал­ся в сфере ока­за­ния фи­нан­со­вых и стра­хо­вых услуг (в данной сфере в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии 77% кон­трак­тов были за­клю­че­ны с гос­ком­па­ни­я­ми), что обу­слов­ле­но кон­трак­та­ми с груп­па­ми «Сбер­банк» и «ВТБ».

Также вы­со­кие доли кон­трак­тов, где по­став­щи­ка­ми вы­сту­па­ли го­су­дар­ствен­ные ком­па­нии, на­блю­да­ют­ся в за­куп­ках услуг, свя­зан­ных с на­уч­ной и ин­же­нер­но­тех­ни­че­ской де­я­тель­но­стью (65% от сум­мар­ной сто­и­мо­сти за­клю­чен­ных кон­трак­тов в данной сфере в 2018 году), услуг во­до­снаб­же­ния (63%) и услуг в об­ла­сти здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­ных услуг (51%).

Крат­кие выводы

Го­су­дар­ствен­ный сектор со­хра­ня­ет вы­со­кую долю в эко­но­ми­ке России. Из 100 круп­ней­ших ком­па­ний, пред­став­лен­ных в рей­тин­ге Экс­перт РА в 2017 году, рас­счи­ты­ва­е­мом на основе данных за преды­ду­щий год, 28 ком­па­ний яв­ля­ют­ся ком­па­ни­я­ми с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем, в них ра­бо­та­ют 5,5% всех за­ня­тых в рос­сий­ской эко­но­ми­ке в 2017 году. Доля вы­руч­ки ком­па­ний го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра в со­во­куп­ной вы­руч­ке топ-100 ком­па­ний в период с 2005 по 2017 год ко­леб­лет­ся в районе 50%. При этом наи­мень­шая доля за­фик­си­ро­ва­на в 2005 году в раз­ме­ре 46%, наи­боль­шая – 51% в 2014 году.

Анализ от­рас­ле­вой струк­ту­ры ком­па­ний, пред­став­лен­ных в рей­тин­ге в 2017 году, по­ка­зы­ва­ет, что круп­ней­шие ком­па­нии с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем при­сут­ству­ют в 9 от­рас­лях, боль­шая часть из них функ­ци­о­ни­ру­ют в неф­тя­ной и неф­те­га­зо­вой про­мыш­лен­но­сти (7), бан­ков­ской сфере (5) и ма­ши­но­стро­е­нии (4). Ди­на­ми­ка от­рас­ле­вой струк­ту­ры гос­ком­па­ний, по­пав­ших в рей­тинг Экс­перт РА по данным с 2014 по 2017 год, по­ка­зы­ва­ет со­хра­не­ние доли го­су­дар­ства на вы­со­ком уровне в боль­шин­стве от­рас­лей за ис­клю­че­ни­ем хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти и про­мыш­лен­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ал­ма­зов.

Сто­и­мость 100 самых до­ро­гих ком­па­ний России, по оцен­кам РИА Рей­тинг, со­ста­ви­ла 592 млрд долл. на 31 де­каб­ря 2018 г. Доля го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний в топ-100 по уровню ка­пи­та­ли­за­ции со­ста­ви­ла 48%.

Несмот­ря на то, что в целом ка­пи­та­ли­за­ция самых до­ро­гих гос­ком­па­ний вы­рос­ла с 9,8 трлн руб. в 2009 году до 19,8 трлн руб. 2018 году, в от­но­ше­нии целого ряда го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний ры­ноч­ная сто­и­мость сни­зи­лась. Так, ка­пи­та­ли­за­ция Га­з­про­ма в 2018 году со­ста­ви­ла только 93% сто­и­мо­сти ком­па­нии в 2009 году, Ру­сГид­ро – 70%, ФСК ЕЭС – 58%, МОЭСК – 66%, ТГК-1 – 90%.

Доля уни­тар­ных пред­при­я­тий в общем ко­ли­че­стве ор­га­ни­за­ций в России, по данным СПАРК, со­став­ля­ет по­ряд­ка 0,3%, а вы­руч­ка боль­шин­ства не пре­вы­ша­ет 120 млн руб. Многие уни­тар­ные пред­при­я­тия осу­ществ­ля­ют де­я­тель­ность в со­ци­аль­но зна­чи­мых сферах. От­но­си­тель­но вы­со­кая доля уни­тар­ных ор­га­ни­за­ций при­сут­ству­ет и в ряде кон­ку­рент­ных от­рас­лей: ри­ту­аль­ные услуги (10% в общем ко­ли­че­стве ком­па­ний в данной сфере), де­я­тель­ность по экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­биль­ных дорог и ав­то­ма­ги­стра­лей (7,5%), де­я­тель­ность физ­куль­тур­но­оздо­ро­ви­тель­ных ком­плек­сов (2,8%) и тор­гов­ля ле­кар­ствен­ны­ми сред­ства­ми (2,3%).

На от­дель­ных кон­ку­рент­ных рынках на­блю­да­ет­ся вы­со­кая доля го­су­дар­ствен­ных и му­ни­ци­паль­ных за­ку­пок, где уни­тар­ные пред­при­я­тия вы­сту­па­ют в ка­че­стве по­став­щи­ков: за­куп­ки услуг транс­пор­та и склад­ско­го хо­зяй­ства (доля в общем объеме за­клю­чен­ных кон­трак­тов по сто­и­мо­сти – 15%), услуг в об­ла­сти ин­фор­ма­ции и связи (5,0%) и стро­и­тель­ных работ (4,5%) и другие.

Зна­чи­тель­ная часть гос­за­ку­пок рас­пре­де­ля­ет­ся среди ком­па­ний с го­су­дар­ствен­ным уча­сти­ем, что при­во­дит к сни­же­нию их по­тен­ци­а­ла как ин­сти­ту­та раз­ви­тия. В рамках за­ку­пок для го­су­дар­ствен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд в со­от­вет­ствии с 44- ФЗ ми­ни­маль­ная оценка доли по­став­щи­ков из числа гос­ком­па­ний в 2015 –– 2018 годах со­ста­ви­ла от 23 до 28% в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии.


Источник