Беспрецедентная ловушка: как конвой армии США спасался под огнем иракских террористов

13 июня 2019 г. 21:33:06

Автор: Дарина

Засада в окрестностях столицы Ирака растянулась на несколько километров. Несколько сотен иракских террористов расстреливали американцев, перевозивших топливо и боевую технику. Хронология событий 09.04.2004 г. описана ниже.

Предыстория отправки конвоя

Причиной всему стало горючее. Весна 2004 г. в Ираке оказалась очень «жаркой» – глава иракских шиитов Муктада ас-Садр объявил джихад армии США. Множество населенных пунктов были охвачены восстаниями.

В первой половине дня 08.04.2004 г. иракские террористы уничтожили 8 переправ и дорожных узлов на юге столицы страны. Они ставили перед собой задачу лишить мощные танки войск США горючего. В ответ руководство американскими вооруженными силами в Ираке отправило в Багдад конвой с топливом с базы снабжения «Анаконда» (находилась к северу от Багдада).

«Гантраки» конвоя

Военными автоцистернами с горючим, на 5 тыс. галлонов (примерно 19 000 л) каждая, управляли гражданские служащие по контракту. Солдаты же должны были защищать конвой. Но задача легче отнюдь не стала. В первую очередь, бронемашин оказалось недостаточно. В связи с этим для охраны ценного топлива использовали, в том числе, и наспех вооруженные грузовики-«гантраки».

Кроме того, на дороге наверняка поджидали боевики.

Поэтому вместо 2 отдельных конвоев сделали один крупный караван. В общей сложности в состав конвоя включили 17 цистерн, 2 тягача (на всякий случай) и 6 автомобилей охраны. Согласно уставу, на каждые 10 грузовых машин требовался 1 автомобиль охраны – таким образом, на первый взгляд, конвой был более чем защищен.

Состав конвоя

В сопровождении ехали 2 бронированных джипа «Хамви» (плюс 1 без оружия) и 4 5-тонных грузовых машины моделей М931, М923, М915. Один из грузовиков последней марки вдобавок обладал «Warlock» («Колдуном») – устройством, которое заглушало радиоуправляемые взрывные устройства.

Черная пятница

На 9 апреля пришлась Великая пятница перед праздником Воскресения Христова, а также исполнился ровно 1 год со дня потери власти Саддамом Хусейном. Длинный караван ехал в иракскую столицу. Техника двигалась с интервалом 100 м друг от друга: если бы одна машина наскочила на фугас, то остальные бы не пострадали.

Однако подобная мера предосторожности привела к тому, что длина конвоя достигла 2-х миль.

Авангардом служили 2 «Хамви», следом двигались 5 цистерн с топливом. Затем ехал защищенный броней грузовик М915 с пулеметом калибра 12,7 мм и «Колдуном». Потом двигались еще 5 танкеров – грузовая машина М931 с аналогичным пулеметом и М923 с автоматическим гранатометом. И далее в идентичном порядке. Арьергардом конвоя был грузовик М931. На все оружие солдатам выдали двойной боекомплект. Руководил конвоем 1-ый лейтенант М. Браун. Его машиной управлял рядовой Дж. Чёрч – военнослужащий запаса, бывший бариста и сторож крупного магазина «Волмарт».

Карта засады

Через короткое время колонна проехала мимо 3-х американских танков, стреляющих в сторону окрестностей Абу-Грейба. Один из членов танкового экипажа дал водителям конвоя знак, чтобы те разворачивались обратно. Но караван проигнорировал предупреждение танкиста. Обыкновенная засада включала заложенную мину либо группу автоматчиков. Поэтому шоферы понадеялись на русский «авось» и не захотели разворачивать столь пышную процессию назад.

Через короткое время участники конвоя увидели на дороге перед собой сгоревшую грузовую машину из предыдущего конвоя.

По воле случая, один из автомобилей остановился – двигатель работал с неполадками. И в этот момент по колонне открыли шквальный огонь! Не меньше сотни боевиков – так посчитали солдаты – начали по ним стрелять. Свинцовый ливень барабанил по автомобилям, как град по крыше. Горючее из пробоин выплескивалось фонтанами. На лужах топлива автомобили скользили и теряли управление. Дым от многочисленных пожаров лишал шоферов зрения. Вдобавок боевики начали стрелять из гранатометов; вокруг рвались фугасы.

Горящая цистерна

Засада протянулась на несколько километров! В этом хаосе водитель командирской машины, как и остальные шоферы, одной рукой управлял транспортным средством, а второй – отстреливался. Вражеская пуля угодила ему в каску, а осколки стекла – в лицо. По-инерции Чёрч одернул голову.

В тот же миг взорвался фугас!

Осколки через раскрытое окно попали в голову командира конвоя. Через несколько минут тот потерял сознание. Колонна потеряла своего начальника. В это время новый снаряд серьезно повредил переднее правое колесо «Хамви», в котором находился лейтенант Браун.

Горящие машины

Автомобиль потерял скорость и далее двигался на 15 миль/ч. Чёрч понял, что теперь ему предстоит спасать всю колонну.

Ад на дороге

Фактически караван разделился на двойки и одиночные автомобили. Водители в клубах густого черного дыма быстро мчались наугад. Солдаты ожесточенно стреляли в разные стороны. Цистерны с горючим поочередно взлетали на воздух. Кто-то успевал выпрыгнуть до взрыва, других вытаскивали товарищи, а третьи – заживо сгорали. Американская авиация на помощь не спешила.

Вид на горящий конвой

К счастью, водитель командирской машины сумел добраться на покалеченном автомобиле до блокпоста. С него Чёрч вызвал подкрепление, а попутно и вынес на себе Брауна. На помощь, хотя и с опозданием, но все-таки прибыли бронемашины пехоты «Хамви» и «Брэдли» и танки «Абрамс».

Чёрч и Браун на церемонии награждения

К вечеру подсчитали урон. Выяснилось, что нападение не пережили 7 человек. 12 военнослужащих и 4 водителя получили ранения. 4 человека числились без вести пропавшими – 2-х из них точно пленили боевики. Один из них, Т. Хэмиллу, смог вырваться на свободу, пробыв в неволе около 1 мес. Труп второго пленного, М. Мопина, отыскали 4 года спустя, одного погибшего – на следующий год после нападения на конвой. Один водитель числится пропавшим без вести до сих пор…


Источник