Турция: Коронавирус против ЛГБТ

Павел Кухмиров

21 мая 2020 г. 13:49:49

Уже ни для кого не секрет, что нахлынувший коронавирусный кризис многие страны начали использовать для того, чтобы попросту избавиться от ряда вопросов, являющихся для них тяжким обременением. Будь то вопросы экономические, политические или общественные. Наглядным примером здесь является, прежде всего, Евросоюз, который просто взял и закрыл свои границы для беженцев – в первую очередь с Ближнего Востока. Чем сразу снял сразу несколько камней со своей шеи. Помимо чистой экономики, он ещё и выбил этот политический козырь из рук Турции, перекрыв ей возможность миграционного шантажа, которым режим Эрдогана откровенно терроризировал Европу последние годы. Но вот только Турция тоже не осталась в долгу. И прямо сейчас внутри неё коронакризис используется для того, чтобы начать очистку турецкого общества от целого ряда факторов, откровенно Турции навязанных в рамках европейского политического дискурса. И касается это, прежде всего, самого насущного и животрепещущего вопроса для современной Европы – ЛГБТ.

Либерализация в этом отношении была произведена Турцией тогда, когда она ещё всерьёз питала надежды на вступление в Евросоюз. Но надежды ушли, а ЛГБТ остались. И, разумеется, в связи с ростом в турецкой политике минувших лет консервативного начала, ожидать сворачивания либерализма по данной теме было бы вполне резонно. Но делать это турки не решались, опасаясь гнева собственных «дорогих партнёров». И тут, как говорится, «не было бы счастья».

Так что же начало происходить в Турции в этом отношении? И как именно эпидемия коронавируса сказалась на данном щепетильном вопросе турецкой внутренней повестки?

Гомосексуализм и эпидемия

Существующее с середины 20-х годов прошлого века турецкое управление по делам религии (сокращённо именуемое DIYANET) когда-то заменило в обществе только что рухнувшей Османской империи институт «шейха уль-ислама», никогда не играло в турецкой политике определяющей роли. Оно занималось вопросами присутствия в обществе исламской этики, пропаганды традиционной религии среди молодёжи и курировало места религиозного поклонения. В светской Турции его трудно было назвать влиятельным. По сути DIYANET вообще не сильно замечали. Так было до самого недавнего времени. До того момента, пока один из предпринятых им шагов не произвёл эффекта разорвавшейся бомбы.

Помимо всего прочего, одной из функций DIYANET является разработка общего проекта еженедельной проповеди, основываясь на котором каждую пятницу проповедуют в 85000 мечетях Турции. Составляет его обычно глава данного управления, который, как правило, сам является исламским богословом. И вот от той общей проповеди, которую он недавно выпустил, турецкие оппозиционные политики, активисты и правозащитники пришли в абсолютный ужас. А Адвокатская палата Анкары (являющаяся одним из центров местного либерализма) даже подала жалобу на главу DIYANET. Она обвиняла его в ненависти и диффамации. Что было поддержано и «международными правозащитниками», которые так же никуда не пропали. В частности, Эмма Синклер-Уэбб, представляющая в Турции «Human Rights Watch», выступила с крайне негодующим заявлением. По её словам, главное, что особенно опасно, это прозвучавшее в проповеди косвенное предположении, что гомосексуализм также может являться причиной распространения коронавируса.

Что ж, не напрямую, но глава турецкого управления по делам религии уважаемый доктор Али Эрбаш действительно это сказал. Точнее припомнил тот факт, что гомосексуалисты в немалой степени поспособствовали в своё время ураганному наступлению эпидемии СПИДа. А упоминание этого в нынешнем толерантном дискурсе считается большим грехом. Не говоря уж о том, чтобы сразу после такого упоминания проводить яркие аналогии с той эпидемией, что пришла в Турцию сейчас.

Что же именно сказал доктор Али Эрбаш? Вот его слова: «Ислам проклинает гомосексуализм. Испорченное им поколение загнивает и гибнет. Он несёт эпидемии – он уже принёс СПИД. Давайте будем решительнее защищать людей от таких зол».

Надо ли говорить, какую именно реакцию в, так сказать, заинтересованных кругах вызвала подобная проповедь, одновременно повторенная в десятках тысяч мечетей по всей стране?

Табу

Надо сказать, что в отличии от т.н. «цивилизованных стран» (особенно тех, что находятся в отгородившейся ныне ото всех Европе), гомосексуализм по-прежнему является табу в Турции. Не смотря на то, что права ЛГБТ защищены либерализованной Конституцией, уголовное преследование за перверсии давно отменено, а перемена пола наоборот легализована. В крупных городах, таких как Стамбул, есть огромные и весьма активные ЛГБТ-сообщества, а транссексуалы, такие как Бюлент Эрсой, даже являются поп-звёздами. Но мегаполисы – это далеко не самая большая часть Турции. Они даже в современной Европе периодически сталкиваются с жёстким оппонированием всей остальной страны, что ярче всего продемонстрировал Brexit. А уж для Турции это справедливо и подавно. И тот, кто публично решит вести подобный образ жизни, неизбежно сталкивается с общественной изоляцией и обструкцией. Причём даже в тех же больших городах. Всё же нельзя не отметить: не смотря на весь «прогрессивный» и «либеральный» налёт, турецкое общество более чем консервативно. Для его абсолютного большинства подобное – табу.

Т.н. «сексуальное просвещение» уже пронизавшее Европу и активно навязываемое России, почти не существует в турецких школах. Касается это даже нормальных межполовых отношений, не говоря уже о т.н. «сексуальных меньшинствах». Для большинства её населения данная категория граждан – либо больные, либо грешники. По этой причине большинство из них продолжают прятаться. Некий лицемерный компромисс между модернистской Турцией и толерантным «международным сообществом» - витринные ЛГБТ-сообщества в крупных городах и тотальное правило «не говори – не спрашивай» во всей остальной стране. Это негласное равновесие местные либералы, поддерживаемые международными правозащитниками и грантодателями, периодически пытались продавить в свою пользу. Но после проповеди главы DIYANET весы внезапно качнулись в противоположную сторону.

Что было многократно усилено дополнительным фактором: такой откат оказался весьма востребован политически.

Эрдоган, который доволен

После выхода, проповедь стабильно доминирует в турецких СМИ: преимущественно правительственные газеты и телеканалы не устают повторять, что гомосексуалисты-извращенцы и представляют опасность для традиционной семьи, а так же для общественного здравоохранения. В социальных сетях сторонники главы DIYANET объединились и действуют под хэштегом «Али Эрбаш не одинок». В сети Instagram двое учёных из Анкары даже утверждали, что если Турция окончательно прекратит попытки вступления в ЕС, то, наконец, будет свободен путь к признанию гомосексуализма общественно опасным явлением и преследованию за него по уголовной статье.

И президент Эрдоган стал первым и главным, кто взял на себя защиту доктора Эрбаша. Глава Турции чётко и недвусмысленно заявил: «Он просто выполнял свой долг в соответствии с правилами своей веры и должностью. То, что он сказал, было совершенно верно». Замечу, что для не-суннитов слова Али Эрбаша не являются чем-то религиозно обязывающим. Для них его фатва – только личное мнение. Теоретически для самого светского турецкого государства дела обстоят так же. Тем не менее, Эрдоган добавил, что критика Адвокатской палаты в адрес проповеди и её автора была «атакой на ислам и турецкую государственность».

По сути это послужило началом политической атаки на Адвокатскую палату как таковую. На этой неделе Эрдоган заявил, что хочет, чтобы избирательные механизмы профессиональных ассоциаций в целом изменились как можно скорее, приводя Адвокатскую палату, как пример деструктивности. Прокуратура Турции сразу же начала расследование в отношении Адвокатской палаты. Сделано это было по основаниям оскорбления религиозных чувств верующих, а так же религиозных ценностей части населения.

Впрочем, дело здесь не только в самом данном вопросе. Надо отметить, что судебная система в Турции является очень весомым политическим институтом. И отдельные её элементы не исключение. Надо ли говорить, каким замечательным поводом для Эрдогана это стало, чтобы начать процесс зачистки такого гнезда либеральной оппозиции, как Адвокатская палата. Мягко говоря, Эрдоган доволен.

Козлы отпущения

По словам представителей специально созданного самой Адвокатской палатой Анкары бюро прав ЛГБТ, для них уже сейчас всё очень плохо. Во-первых, все более усиливавшееся перед эпидемией ЛГБТ-движение очевидно удалось подавить. Во-вторых, вопрос их прав чётко снят с политической повестки дня. И, в-третьих, турецкие ЛГБТ, по их словам, становятся однозначными козлами отпущения не только в борьбе с коронавирусом, но и в подавлении либеральной оппозиции и её институтов. Уже сейчас поднятие этого вопроса дало правительству возможность выступить против Адвокатской палаты, давно являвшейся для него костью в горле.

Что ж, тот факт, что ЛГБТ позиционировались Западом и проводниками его либеральной идеологии, как её главная витрина и чуть ли не сакральная ценность, теперь сыграл против них самих – нанося удар по носителям этой идеологии, Эрдоган и стоящие за ним консервативные силы начали с них.

Осталось лишь гадать, даст ли Евросоюз возможность им бежать на свою территорию или предоставит самим себе, как беженцев из Сирии. Тоже некогда вполне сакральных. И, главное: станет ли Турция примером для ряда стран внутри самой Европы?

А вот это и в самом деле интересно.

(с) Павел Кухмиров.


Источник