]


Первый русский евразиец на страже истории

Владимир Скачко

9 июня 2021 г. 19:56:53

В этом году широко не праздновать день рождения русского князя Александра Невского в Москве и вообще в России невозможно. И вовсе не потому, что в этом году князю «стукнуло» бы 800 лет. И не потому что с его сына Даниила пошли те Рюрикович, что стали великокняжеской, а потом и царской династией.

По старо дореволюционной и церковной традиции день рождения князя праздновали 30 мая, а ныне это очень удачно и крайне символично приходится на 12 июня – День России, когда еще в 1990 году была принята Декларация о госсуверенитете страны. Многие критики этого события до сих пор намекают: мол, видите, кто первым ушел из СССР, приблизив его развал. Но для россиян это выходной день. И повод вспомнить о себе и своей стране. А тут еще и «круглый» юбилей человека, которой многие называют «щитом России» и едва ли не главным ее защитником в раннем средневековье, в XIII веке когда Древняя Русь рисковала навсегда и бесповоротно расстаться со своей государственность под ударами ее «ликвидаторов» что с востока, что с запада.

Именно роли князя, объявленного Русской православной церковью (РПЦ) святым еще в XVI при его потомке царе Иване Грозном, и был посвящен международный форум «История для будущего. Александр Невский 800». Прошел он 8 июня 2021 года в Государственном историческом музее (ГИМ) по инициативе самого музея, Российского военно-исторического общества (РВИО) и Российского фонда культуры. И, согласно названию, был посвящен изучению наследия князя в современных условиях. Когда, с одной стороны, Россия XXI века опять подвергается как мощнейшим нападкам со стороны Запада, желающего ее уничтожить или хотя бы расчленить на мелкие кусочки, так и стремлению Востока окончательно перетянуть на свою сторону, воспользовавшись ее ядерными возможностями.

С другой – вставшая за последние 20 лет с колен Россия опять переживает определенный кризис самоидентичности, не понимая, какая ее главная национальная идея, и мучительно выясняя, кто она, куда, с кем и зачем ей идти, кто ее враг, а кто друг. И тут, конечно, без князя не обойтись. Не зря же председатель комиссии Сената России по информполитике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков, сказал, что «Александр Невский – это не вопрос истории». «Мы идем с ним будущее, он носитель идей России в прошлом и в будущем» – резюмировал сенатор.

И сегодня в российской внутренней и особенно внешней политике России Владимира Путина прослеживаются, как минимум, три государственно-идеологические принципа, которыми несколько столетий назад, спасая Русь, руководствовался князь Александр. Первый – и самый главный! – нацеленность на конечный результат: пользу для страны. Желательно на такой, который спасал бы ее от опасностей и позволял существовать дальше. С той только разницей, что нынешняя Россия добивается таких результатов в основном мирными способами, а практически вся жизнь князя пришлась на время, когда Русь хотели уничтожить. С востока – монголо-татарская орда, а с запада – рыцари-крестоносцы, ливонцы, литовцы, шведы. И если сегодня Россия ограничивается точечными ударами ради своей же безопасности (как в Сирии), то князь воевал всю жизнь. Он даже свое прозвище получил после победы на Неве над шведами в 1240 году и за всю жизнь не проиграл ни одного сражения. И на поле брани, и на дипломатическом поприще он всегда выходил победителем и сохранил Русь.

Второй принцип – умение находить правильных союзников и определять главных врагов, умело маневрируя между ними ради спасения страны. Александр Невский пошел на союз с монголо-татарской ордой против Запада, потому что уже тогда, кажется, прекрасно понимал, что будущее русского государства – в противодействии губительному продвижению с запада и в плодотворном сотрудничестве с восточными странами. В этом плане, как заметил полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, князь Александр – первый русский политик-евразиец, понимающий, что будущая России – «от тайги до британских морей».

И наконец, третий принцип – это четкое понимание князем, откуда идет главная идеологическая, если хотите, духовно-культурная опасность его стране и его землякам. С Запада, а не с Востока. Многие российские историки с подачи западных коллег сегодня критикуют Александра Невского именно за приверженность орде и утверждают, что он не использовал до конца возможности сопротивления Руси ордынским захватчикам, не пошел на союз с Западом и подчинил монголо-татарам даже Новгород, никогда им не взятый в бою. Но князь уже тогда понял опасности, которые несет западная экспансия на восточнославянские земли. А именно – переход в католичество и «убийство» православной души, традиций, веры предков. То есть, самой духовной сути будущих русских.

С другой стороны, князь четко разобрался в том, что нужно монголо-татарам – только материальная дань (ясак) и частично пленные, а не духовное порабощение. Восточные захватчики были веротерпимы и претендовали на тело, а западные посягали на душу. А без души, без идеи и сохранения устоев предков и традиций народа невозможно и государство для народа.

Именно поэтому властолюбивый и подчас жесткий князь шел на союз с ордынцами, воевал вместе с ними против своих родных – сына и братьев, считался даже названным сыном монгольского князя Батыя, который разрушил Киев, но Русь отстоял. И русичей. Монголы даже согласились не привлекать русских воинов в своих захватнических походах по миру, что сохранило тысяч их жизней. И именно поэтому Александр Невский – это «главный защитник Руси», которому принадлежат легендарные заветы: «Кто с нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» и «Не в силе Бог, а в правде». Ну а русская дипломатия избрала его своим духовным покровителем – за умение мирными способами добиваться поставленных целей и задач и сохранять жизни русских.

А еще князь Александр сегодня не зря повергается дегероизации и попыткам дискредитации его деяний и на Западе, и – это самое главное! – в России. Он – наверху главного нынешнего духовно-идеологического противостояния между глобализацией, которая предполагает отказ от старой истории и ее переписывание в соответствии с новыми канонами, и борьбой за сохранение национальной идентичности, опирающейся на традиционную историческую науку и доказанные реальные факты. По словам того же сенатора Пушкова и многих других участников форума, Александр Невский – это серьезное препятствие созданию оглупляющей новой квази-истории, которая пишется на потребу дня и новых идей, предполагающих искажение и даже извращение прежних взглядов и представление на развитие человечества. А также привлечение в исторический контекст целых человеческих пластов и слоев, которые не имели к истории никакого отношения, а сейчас требуют себе места под солнцем и компенсации за прежние века игнорирования (как движение «БЛМ» в США).

И, конечно же, князь Александр Невский – это напоминание современникам, что Запад не отказался от идеи уничтожения и переиначивания России на свой лад. И как предпринимал такие свои попытки при Адольфе Гитлере, дававший захваченной им Европе жить и даже развиваться, работая на «рейх», а вот восточнославянские страны и их людей рассматривал лишь как резервуар с рабами, которых не жалко и уничтожить. Ничего ведь не изменилось в подходах и сейчас – доказано той же Украиной, которую уверенно превращают в неоколонию Запада и высасывают из нее и материальные, и человеческие ресурсы. От белых рабов на сборе клубники и чистки нужников до здоровых органов для трансплантации «высокородных хозяев».

А князь Александр Невский, между прочим, был еще и Великим киевским князем в 1249 — 1263 годах, хотя Киев как стольный град тогда лежал в руинах и утратил свое первопрестольное значение. Но все равно же был! Хороший символ и повод для украинцев задуматься над своей судьбой и перспективой…


Источник