]


Армению повели к нормализации с Турцией: всë уже решено, осталось оформить?

14 января 2022 г. 14:44:05

Москва организует сегодня, 14 января, очередное дипломатическое мероприятие, призванное стабилизировать ситуацию на Южном Кавказе. В российской столице состоится первая встреча спецпредставителей Армении и Турции в рамках усилий двух стран по нормализации своих отношений.

Немногим более месяца назад, 10 декабря, Москва дала старт работе региональной платформы «3 + 3» (Россия, Турция, Иран + Армения, Азербайджан, Грузия), дебют которой состоялся в усечëнном формате «3 + 2» ввиду уклонения Тбилиси от участия в форуме, состоявшегося на уровне заместителей внешнеполитических ведомств. И в том, и в другом случае встречи отличаются ознакомительным характером. Особых ожиданий от первого контакта посланников Армении и Турции нет.

Ереван накануне указал на свой приоритет на пути к нормализации — открытие наземной границы, заблокированной Анкарой в одностороннем порядке ещë в 1993 году, на фоне военных неудач Баку в ходе первой карабахской войны. Турция преследует свои цели, и само еë решение согласиться на рестарт попыток примирения с Арменией на нынешнем этапе определяется уже успехом ближайшего союзника в лице Азербайджана в войне 2020 года. Предыдущие усилия на пути к нормализации, предпринятые в период 2008—2009 годов, завершилась громким провалом. Баку тогда не позволил «старшему брату» обменяться посольствами с Ереваном и деблокировать с ним границу, ссылаясь на армянскую оккупацию своих земель в Карабахе. И это в том случае, когда Армения и Турция были в шаге от двустороннего прорыва, подписав 10 октября 2009 года в Цюрихе в присутствии глав внешнеполитических ведомств России, США и Франции два соответствующих протокола.

Турция выдвинула в качестве спецпредставителя бывшего посла в США Сердара Кылыча, известного своей активной борьбой против признания Вашингтоном геноцида армян в Османской империи. Тем самым, уровень ожиданий быстрого результата «на земле» от запуска процесса армяно-турецкой нормализации был изначально сведëн Анкарой к минимуму. Ереван выставил на дипломатический ринг вице-спикера парламента, члена правящей партии «Гражданский договор» Рубена Рубиняана, в прошлом несколько месяцев занимавшего пост замминистра иностранных дел республики, которого даже прочили в главы армянской дипломатии.

Как резонно отмечают эксперты в Ереване, кто бы ни представлял Армению в открывающемся раунде переговоров, она, к сожалению, выступает очевидным «ведомым» в данном процессе. Слишком серьëзен и, по большому счëту, необратим понесëнный ею военно-политический урон в результате войны 2020 года, чтобы можно было надеяться на иную дипломатическую диспозицию.

Есть основания предполагать, что многие содержательные вопросы между сторонами уже согласованы на высшем политическом уровне, и переговорами на нейтральной московской площадке Анкара и Ереван будут постепенно «оформлять» их в публичном режиме, помимо прочего, проверяя свои общественности на предмет готовности к нормализации и возможным уступкам с той и другой стороны. Очевидно, таких уступок от Армении будет больше, учитывая послевоенные реалии. Турецкие требования к ней в целом хорошо известны и довольно подробно изложены на страницах EADaily.

Так или и иначе, но исторически враждебные по отношению друг к другу соседи запускают процесс нормализации, и что-то подсказывает, что в этот раз он не сведëтся к безрезультатности, как это случилось 12 лет назад. Главное препятствие в виде «армянской оккупации азербайджанских земель» снято в глазах Баку и Анкары, у них не осталось серьëзных причин уклоняться от вступления в более плотный и формализованный режим работы с Ереваном с позиций силы.

Вячеслав Михайлов


Источник