]


"Боже, как дешево": в чем подвох распродаж в "черную пятницу"

Ирина Бадмаева

26 ноября 2021 г. 12:05:02

Огромные скидки, последний шанс — твердит реклама "черной пятницы". Лихорадка распродаж продлится до конца недели. "По дешевке" предлагают не только одежду и технику, но и авиабилеты, и даже квартиры. Однако в погоне за выгодой надо быть начеку — у продавцов хватает проверенных способов обмана.

От пробок до чернил

Двери раскрываются, и толпа врывается внутрь, кого-то сбивают с ног уже у порога, кто-то затевает драку за корзины. Потом будет еще много конфликтов — у прилавков и касс. Видео "черной пятницы" в США обновляют каждый год, ажиотаж безумный. Но и скидки сумасшедшие. Первым покупателям товары достаются буквально за бесценок.

Традиционно после Дня благодарения, на четвертой неделе ноября, — распродажи. С четверга или пятницы до воскресенья включительно. И хотя драки и давки выглядят пугающе, все с нетерпением ждут этого события.

Еще в 1950-х американские ретейлеры заметили, что после праздничных дней люди покупают больше. Считается, что "черной" пятницу окрестили автомобилисты Филадельфии — из-за пробок на дорогах.

Есть и другая версия. В США в прошлом веке многие небольшие компании работали в минус целый год. Зато в День благодарения срывали куш. Убытки записывали в бухгалтерских книгах красными чернилами. Прибыль — черными.

В 1980-х к распродажам присоединились все крупнейшие торговые сети. По данным Национальной федерации розничной торговли США, покупателей в этот день — больше 200 миллионов человек. Средний чек порядка 400 долларов. На период между "черной пятницей" и Рождеством приходится около 20 процентов оборота американского ретейла.

В России первая акция прошла на неделю позже, чем во всем мире. И только в онлайне. Результаты скромные: предложения поступили от 80 отечественных интернет-магазинов, оформили сто тысяч заказов со средним чеком около трех тысяч рублей. Это было в 2013-м.

Но традиция прижилась. В 2020-м продали на 40 миллиардов рублей — на 80 процентов больше, чем в 2019-м. В акции участвуют уже три сотни поставщиков.

"В эти дни маркетплейсы ожидают выручку в пять-семь раз больше. К тому же масштабная распродажа помогает избавиться от складских остатков", — говорит Анастасия Бастрыкина, генеральный директор PGR agency.

Дополнительных ограничений и мер защиты из-за коронавируса не вводили. Торговля и так работает по стандартам Роспотребнадзора. В некоторых регионах для посещения ТЦ нужен QR-код.

Сотрудник безопасности проверяет наличие у посетительницы QR-кода на входе в торговый центр - РИА Новости, 1920, 25.11.2021

© РИА Новости / Максим Богодвид

Перейти в фотобанк

Сотрудник безопасности проверяет наличие у посетительницы QR-кода на входе в торговый центр

Интересно, что в пандемию к "черной пятнице" подключились продавцы автомобилей и недвижимости. "Спрос на новые машины и новостройки есть. Иногда такие акции за неделю делают месячный план", — отмечает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.

И хотя витрины пестрят рекламой и обещаниями скидок, классическая "черная пятница" постепенно уходит в историю. Акция стартует в середине недели и растягивается до воскресенья. Заканчивается "киберпонедельником" — онлайн-распродажами.

В интернет-магазинах ажиотаж уже с 11 ноября. Заказывают почти в шесть раз больше. Оборот взлетел впятеро. К десяти утра люди тратят столько же, сколько годом ранее за целый день. Причем большинство клиентов — из регионов.

Одним — деньги. Другим — удовольствие

Во всем мире гонятся за дешевой электроникой, бытовой техникой, брендовой одеждой и обувью. То есть не за товарами первой необходимости.

Американцы накануне новогодних праздников запасаются подарками. У нас несколько иначе.

Суровая российская действительность — прежде всего берут самое необходимое. Например, влет уходят черные мужские носки со скидкой 70 процентов. Среди популярных позиций — пятилитровая канистра геля для мытья пола. В пандемию востребованны лекарства.

Но, конечно, приобретают и электронику: телевизоры, смартфоны, планшеты, ноутбуки. Разбирают автотовары. Менее активно — косметику, украшения, предметы мебели.

По данным Superjob, в среднем россияне собираются потратить на распродажах 18,5 тысячи рублей. Это на треть больше, чем в прошлом году.

Доверяют "черной пятнице" в основном молодые люди до 24 лет. Более 60 процентов респондентов — считают обманом.

Опасения вполне оправданны. "Отечественные ретейлеры неохотно дают существенные скидки. За границей можно купить большой телевизор за десять процентов его стоимости. В России 50 — максимум", — подчеркивает Анастасия Бастрыкина.

Нередко магазины накануне акции повышают цены, а потом объявляют скидки. Допустим, товар стоит пять тысяч рублей. Ценник переписывают на шесть. Со скидкой — четыре с половиной. То есть 25 процентов дисконта на самом деле — десять.

"Удивляться нечему. Маркетинг всегда такой. Фактически скидки есть. Но не столь значимые, как преподносят", — поясняет Михаил Коган.

Дисконт больше 30 процентов — чаще всего осознанный убыток ретейлеров. Товар либо неликвидный, либо штучный. Продавцы рассчитывают увеличить посещаемость и, как следствие, — выручку по другим позициям.

Обычно на полках с надписью "распродажа" есть и товары без скидок. В ажиотаже хватают и их.

Кроме того, по бросовым ценам реализуют контрафакт, предупреждают в Роспотребнадзоре. Не стоит забывать и про стоимость доставки, за счет которой иногда продавцы компенсирует скидку.

Желательно перед покупкой сверить прайс-листы в онлайн-агрегаторах. Но, как показывает практика, распродажи приносят покупателям больше удовольствия, чем выгоды. Срабатывает эффект "боже, как дешево".

Избежать ненужных расходов поможет заранее подготовленный список. Соберите "корзину" из приглянувшихся товаров и закройте вкладку. Когда эмоции спадут, внесите коррективы.

Самый лучший способ понять, нужна ли вещь с распродажи, — спросите себя, купили бы вы ее без скидки или нет. Ответ, как правило, отрицательный.


Источник