]


Бить или не бить, вот в чём вопрос

Александр Халдей

18 октября 2021 г. 14:29:50

Тема борьбы с домашним насилием – лишь фрагмент темы общего насилия, сегодня на волне интервенции англицизмов в русский язык получившей модное название «абъюз». Под абъюзом понимают 4 вида насилия: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. И эту тему вводят в оценку семейных отношений и воспитания – с весьма далеко идущими последствиями.

Человеческое общество выстроено по закону иерархии. Это значит, что насилие имманентно растворено во всём комплексе человеческих отношений и трактуется так расширительно, что его границы теряются и вопрос доводится до абсурда. Абъюзом (по-русски «насилием») можно объявить любую сферу человеческих отношений. Воспитание и образование – сплошное насилие, если не физическое, так моральное. Детсад и школа – центры погружения ребёнка в абъюз. Вас ограничивают в поведении? Абъюз. Родители требуют быть дома к 22-00 и не дают денег на развлечения? Абъюз.

Самый абъюзерский предмет – математика. «2х2=4» – самое насильственное утверждение. Оно ломает своим авторитетом и навязывает выводы. Таблица умножения – классика абъюза. Изощрённый абъюз – философия. Сплошное подавление чужими авторитетами с демонстрацией логической и умственной несостоятельности учащегося. Эйнштейн со своей теорией относительности, которую никто не понимает, но все считают правильной – самый главный абъюзер современности.

Армия – просто рассадник абъюза. Уголовный кодекс – энциклопедия абъюза. Налоговый кодекс туда же. Дисциплина на производстве? Не обращает внимания девушка? Не зовёт замуж мужчина? Манипулирует мужем жена? Ворчит тёща или вмешивается свекровь? Не слушаются дети? Студенты мучаются от строгого профессора, требующего не взяток, а знаний?

Как видим, поле для абъюза непаханое, и его пахать-не перепахать. Можно сказать, что это сведение к абсурду. Да. Сведение к абсурду порой лучший приём доказательства абсурдности исходной посылки, а не вывода. В нашем обществе нет критериев, позволяющих надёжно отделять трения внутри иерархии от абъюза в том понимании слова, какое в него вложено – с уголовными или административными санкциями. Или на худой конец санкциями моральными.

На такой жидкой понятийной базе строить инструменты контроля над семейным насилием не сложно, а невозможно. Главное требование тут – избежать манипуляций и злоупотреблений словами. Воспитание строится на принуждении и заинтересованности. Грань между ними плавающая, и её определяет тот, кто умнее и ответственнее в иерархии. Это и есть искусство управления, будь это педагогика, администрирование или неформальное лидерство.

Главным абъюзером военного дела был Суворов с его «тяжело в учении – легко в походе». Тренеры в спорте – сплошные абъюзеры, особенно тренеры чемпионов. Да что там, само государство есть абюъз. Его законы есть сплошное насилие и принуждение. Абсурд? А чем он отличается от оценок степени насилия в семье?

Да, в семьях бывает насилие. Пьют, избивают, изводят морально, не кормят и не одевают иждивенцев. Но стоит ли это подводить под безграничные обобщения типа «абъюз»? Не размывает ли это суть понятия и не превращает ли проблему в абсурд? Не лучше ли выделить локальную сферу «домашнего насилия» и чётко классифицировать, что сюда входит? Иначе можно засудить за насилие любую маму, требующую ребёнка не курить и мыть руки перед едой. Тут как всегда важно не выплеснуть с водой и дитя, что мы очень хорошо умеем делать.

ТГ канал "Русский Демиург"


Источник