]


Китайский эксперимент создания нового человека

26 ноября 2021 г. 10:04:11

Колоссальные успехи Китая в развитии экономики поражают многих, особенно его рывок в последние годы и практически выход на первое место в мире по развитию своей экономики и внедрению цифровизации во все сферы жизни общества. При этом не следует забывать, что с переходом под руководством компартии на рыночные рельсы основной целью Китая является построение «социализма с китайской спецификой», которая охватывает как экономическую, так и социальную сферу развития общества.

Китайское руководство в своих действиях придерживается системного подхода и руководствуется учением марксизма, в соответствии с которым построение нового общества требует коренного преобразования самой природы человека, а экономические успехи ― лишь предпосылка к решению главной задачи формирования новой личности. То есть, помимо экономических реформ, Китай развивает программу преобразования человека.

В современной стратегии китайского руководства, несмотря на успешное внедрение рыночных отношений, хорошо просматривается всестороннее и тщательное изучение советского опыта, доказавшего, что с достижением бытового комфорта человек коренным образом меняет свои общественные потребности, стремится к ничем не ограниченному потреблению и превращается в разрушителя общества социальной справедливости, становясь источником нестабильности. Саморазрушение Советского Союза ― наглядный пример этому. Теперь уже нам предстоит изучать опыт Китая по созданию механизмов формирования общества, которое мы так и не построили.

Для нейтрализации цивилизационной угрозы и сдерживания либеральных устремлений членов общества необходимо было усиливать контроль над их сознанием. Китай, в отличие от Запада, давно уже реализовавшего всеобъемлющую систему косвенного контроля общественного сознания, такой системы не имел, поэтому в качестве внутреннего инструмента купирования возможных очагов недовольства была разработана программа преобразования человека путем прямого контроля его «повседневной добропорядочности» под названием «система социального кредита».

Бурное развитие цифровых и информационных технологий, систем видеонаблюдения и распознавания лиц создают практические возможности для успешной реализации такого проекта. После прихода к власти Си Цзиньпина Госсовет КНР в 2014 году принял Программу создания системы социального кредита.

Главной задачей системы являлось создание в обществе атмосферы всеобщего доверия, чтобы «оправдавшие доверие пользовались всеми благами, а утратившие ограничивались в своих возможностях». В 2017 году на XIX съезде КПК Си Цзиньпин поставил задачу превратить Китай в научную и технологическую сверхдержаву и обеспечить работу системы социального кредита с превращением Китая не позднее 2025 года в первое в мире государство, комплексно управляемое на основе технологий BIG DATA.

Система должна оценивать деятельность всех граждан в государственных структурах, органах местной власти, коммерческих организациях, в семье, быту, на улице и транспорте. Система предусматривает в режиме реального времени автоматическую и комплексную оценку поведения личности на основе всеобъемлющего и непрерывного мониторинга огромных массивов прямых и косвенных признаков, собираемых и обобщаемых в рамках технологий BIG DATA, которые позволяют обрабатывать при помощи специальных алгоритмов большие объемы структурированных и неструктурированных массивов данных и использовать для анализа, прогноза и принятия решений.

Внедряемая программа будет представлять собой целостную экосистему цифровых баз, в которой хранится информация о поведении всех граждан и работе частных компаний и государственных структур, для оценки их деятельности по различным параметрам. Основной упор в системе будет сосредоточен на укреплении «репутации и добросовестности в государственной, коммерческой и общественной деятельности и доверии к юридической системе». Под прицелом системы окажется коррупция, должностные злоупотребления, нечестная работа бизнеса, а также неэтичное поведение граждан, чиновников, юристов, судей, врачей и преподавателей. Эта программа направлена на развитие традиционной китайской системы общественного устройства, при которой общество само себя регулирует под контролем государства.

Рейтинг доверия физлиц будет привязан к внутреннему паспорту и индивидуальному QR-коду, юрлица и подразделения госструктур также будут иметь индивидуальные QR-коды. В зависимости от того, насколько поведение будет соответствовать принятым в обществе стандартам, индивидуальные рейтинги будут изменяться ― в «плюс» или в «минус», что, в свою очередь, будет открывать или ограничивать доступ к определенным льготам и благам.

Данные о рейтингах должны публиковаться в свободном доступе в централизованной базе данных в интернете. В рамках системы добросовестное и солидарное поведение эффективно будет поощряться многочисленными материальными и социальными льготами, а нарушение принятых норм и даже просто раздражение окружающих ― оборачиваться весьма существенным поражением в социальных правах. Информация о злостных нарушителях будет выводиться на информационные экраны в местах проживания физлиц и нахождения юрлиц.

Потерять баллы можно, например, если вы не поддерживаете пожилых родственников или часто проводите шумные вечеринки. Недосчитаться баллов можно и за непотребное поведение в общественном месте, просроченные кредиты, незаконную уличную торговлю, жестокое обращение с родственниками, бытовую грубость, вводящую в заблуждение рекламу, нарушение правил дорожного движения, даже за жульничество в социальных сетях. Повысить свой рейтинг можно не только за счет корректного и уважительного поведения в публичном пространстве, но и, например, за участие в волонтерских организациях, за сдачу крови, организацию общественных мероприятий по уборке территории, защите животных и помощи недееспособным.

К гражданам с низким социальным рейтингом будут применяться соответствующие санкции. В 2016 году правительство опубликовало перечень таких санкций, предусматривающих запрет на работу в госучреждениях и занятие руководящих постов в пищевой и фармацевтической промышленности, отказ в социальном обеспечении, авиабилетах, спальных местах в ночных поездах, местах в люксовых гостиницах и ресторанах, особо тщательный досмотр на таможне и запрет на обучение детей в дорогих частных школах.

С 2019 года в регионах, где проводится пилотное тестирование этой системы, гражданам с низким социальным кредитом стали запрещать переводить деньги со смартфонов, приобретать страховые полисы за наличные, ограничивать их возможность на новое строительство и дорогостоящий ремонт жилья. Их лица крупным планом регулярно показывают на уличных рекламных экранах, в кинотеатрах, метро и других общественных местах, чтобы окружающие видели этого человека, остерегались его или выражали своё возмущение его недобросовестностью.

Для граждан с высоким социальным рейтингом открываются такие льготы, как простой доступ к кредитам, различные налоговые послабления, обслуживание в больнице на приоритетной основе, льготный доступ к госконтрактам, скидки на поездки в транспорте, возможность обучения детей в престижных школах и институтах.

По китайской традиции система сразу не внедряется по всему Китаю, она пока энергично тестируется в разных регионах и с 2017 года заработала в пилотном режиме более чем в 30 городах Китая, постепенно расширяясь по всей стране. При этом оценивается ее эффективность, выявляются ошибки и противоречия, ведущие к искажению информации, и вырабатываются компромиссные варианты по неоднозначным методикам и механизмам оценки поведения.

Какие результаты получены при пилотном тестировании системы в отдельных регионах?

С мая по декабрь 2018 года в регионах, где тестируется система, было зафиксировано 14 млн нарушений и наложены санкции на физлиц и ограничения для юрлиц с низким социальным рейтингом. В результате почти 4 млн предприятий лишились права участвовать в госзакупках, аукционах на землю, работать на фондовом рынке и заниматься внешней торговлей. Введенные санкции не позволили 17,5 млн человек купить авиабилеты, 5,5 млн ― билеты на скоростной поезд, 2 млн ― отправлять детей в престижные школы, 0,8 млн ― поступить в вузы. Следует отметить, что общество с пониманием отнеслось к системе социального кредита, порядка 80 процентов поддерживают ее введение, при этом более половины ― целиком и полностью.

Конечно, внедрение системы социального кредита можно расценивать как «цифровой концлагерь» и тоталитарный контроль власти над обществом, но давайте задумаемся, на что она направлена. Что плохого в попытке ограничить низменные инстинкты индивида, ведущие к ограничению развития как самого индивида, так и общества?

Без всякого сомнения, тотальное использование крайне эффективных механизмов «кнута и пряника» в состоянии в течение одного поколения серьезно трансформировать национальный характер, тем более предрасположенный к такой трансформации, и подвигнуть общество на формирование добропорядочного гражданина. Однако в этой системе есть как позитивные, так и негативные стороны, обусловленные спецификой китайской культуры, и последствия этого эксперимента китайскому руководству ещё предстоит оценить и осмыслить.

Не следует забывать, что система неизбежно подавляет источники прорывного творчества, которое по своей природе является нарушением существующих норм и правил, то есть недобропорядочным поведением, подрывающим общую атмосферу доверия в социуме. Следует также учитывать, что Китай по своей природе смотрит не вовне, а внутрь себя и его коллективистская культура по своей природе отторгает творцов, при этом благоприятствует изощрённому копированию и улучшению уже достигнутого кем-то.

Таким образом, система социального кредита, основываясь и развивая традиционный китайский коллективизм, вступает в противоречие со стремлением руководства привить китайскому обществу способность к продуцированию принципиально нового и сдерживает свободу творчества рамками культурно обусловленного коллективизма.

Китайское руководство, поставив уникальные способности нации к копированию и улучшению всего заимствованного, прилагает колоссальные усилия для высвобождения творческого потенциала, подавляемого исторически жёстким китайским коллективизмом. С этой целью для изучения западного опыта и обучения детей и китайской молодежи активно привлекались носители творческого начала с Запада, и под лозунгом «Воспитаем поколение гениев» проводились разнонаправленные эксперименты с программами дошкольного, школьного и вузовского обучения. Особых успехов пока не достигли, однако усилия в этом направлении прилагаются серьезные. Возможным вариантом может стать выделение специальных территорий экспериментального развития, в которых будет поощряться творчество и не действовать контроль за «повседневной добропорядочностью».

Есть еще проблема определения степени добропорядочности гражданина, и связана она с морально-психологическими аспектами, в этой связи систему пока не спешат реализовывать в полном масштабе. Встают естественные вопросы, на которые пока нет ответов. Как возможно зафиксировать отклонение или соответствие принятым в обществе нормам на основе только внешних показателей? На каких объективных основаниях возможно осуществить такую оценку, не принимая во внимание всего многообразия психологических мотивов, приведших к конкретным действиям индивида? Насколько могут быть объективны люди, предоставляющие информацию о нарушениях добропорядочности конкретным индивидом и как исключить умышленное предоставление недостоверных данных и «сведение счетов»? Все эти вопросы предстоит отработать в процессе реализации пилотных проектов системы и учесть в процессе ее внедрения в масштабах государства. При всех проблемах с внедрением системы социального кредита китайское руководство ищет способы формирования нового человека в новом обществе, которое оно строит.

Китайское и российское общества, в отличие от западного с его индивидуализмом, по своему уровню коллективизма очень близки, и к китайскому опыту формирования «добропорядочного гражданина» при всех его плюсах и минусах стоит присмотреться и не спешить отбрасывать как пропагандируемое Западом ограничение свободы личности. Необходимо объективно оценивать, что для нас важнее ― свобода любых действий, где каждый готов съесть ближнего ради получения прибыли, или построение социума с добропорядочными гражданами, с уважением относящимися друг к другу.

Юрий Апухтин


Источник