]


Может ли Россия решить свою национальную проблему или её ждёт судьба 90-х

3 мая 2021 г. 20:14:56

В 70-х годах лидер КПСС Л. И. Брежнев заявил, что в Советском Союзе дружба народов, содружество наций состоялось: создана новая историческая общность — «Советский народ».

Действительно, за 50 лет дружба народов СССР прошла сквозь суровые испытания: трудные, но победные пятилетки индустриализации, культурной революции. Эта дружба закалялась в борьбе с фашизмом, при освоении целины, полетах в Космос.

При непосредственной поддержке и помощи России произошло преобразование населяющих Союз наций и народностей в самодостаточные республики, обладающими всеми атрибутами государственности, с развитыми системами образования, здравоохранения, науки, промышленности, кооперированным сельским хозяйством.

Вековая социально-экономическая отсталость была преодолена всего за несколько десятков лет. Русские специалисты были направлены во все республики Союза, чтобы содействовать их социально-экономическому развитию.

И все, казалось, складывалось хорошо, живи и радуйся: никто не тиранит национальное самосознание, не запрещает язык, культуру, не помышляет об ассимиляции.

Однако республики, нации — как взрослые дети: когда у них уже почти все есть, хочется еще большего, полной свободы, независимости, избавиться от всякого Союзного контроля. При этом полагали, что плюсы от сотрудничества, помощь России, активы останутся, но в довесок к этому еще появится ощущение независимости, суверенитета, дух свободы, который так притягателен.

Мятежные 80-е наполнили умы граждан скептицизмом, ощущением идеологического плюрализма, идеями конвергенции. Подогретые чувства национальной гордости обострились и, казалось, уже не совместимы с «оковами» Союза».

В воздухе витала одна идея: нужны радикальные перемены, так больше жить нельзя! Пора брать судьбу своего народа в свои собственные руки: да здравствует суверенитет!

Как ни странно, локомотивом этого разрушительного процесса выступило именно руководство РСФСР, которое, пожалуй, больше других должно было быть заинтересовано в интеграции.

Но вирус разрушения Союза и социализма, запущенный еще в 70-е, сыграл свою роль: и национальные республики, и россияне хотели перемен любой ценой, хотели жить как на Западе, работать как всегда. При этом в политические тонкости процесса перемен никто особенно не вникал.

Какова в итоге оказалась прочность «Союза нерушимых…» — известно. Как только центральная власть Союза зашаталась и Ельцин провозгласил суверенитет России — никто из национальных элит не сказал: «А мы хотим остаться в рамках Союза, пусть даже в сокращенном виде». И это несмотря на то, что народы республик проголосовали на референдуме за сохранение СССР.

Почему это произошло? Почему народы России, государственные структуры, призванные блюсти единство, Конституцию (КГБ, Конституционный суд, Парламент) не воспротивились ни разрушению Союза, ни демонтажу социализма?

Дело в том, что к тому времени сознание элит было уже переформатировано на разрушение Союза, на демонтаж политической системы.

В этом прочесе с народом никто советоваться не собирался. Элиты республик, как и высшая Союзная знать, были заинтересованы в разрушении системы, тем более, что процесс приватизации протекал по схеме, делающей многих из них крупными собственниками.

После распада СССР россияне, прежде всего русские, в республиках смогли по достоинству оценить, какова цена дружбы народов. В течение 90-х гг. большая часть русских была вынуждена покинуть свою вторую родину, на возрождение и развитие которой они отдали свои лучшие годы.

Всего за несколько лет 50-летний опыт цивилизации, совместного проживания как будто корова языком слизала: националисты республик выдавливали русских не только с престижных должностей, но и из собственных домов и квартир, не исключая физических расправ.

Хочется думать, что националистический терроризм в бывших республиках не будет иметь место в самой России в 2000-х гг.

Посмотрим, какая ситуация складывается в РФ сегодня в отношении с национальными республиками. Для этого обратимся к статистике, из которой видно:

1) Растет число регионов, где доля русских катастрофически падает по причине их низкой рождаемости и растет доля представителей республик по причине вытеснения русских из этих национальных республик и откровенной русофобии.

Российские власти продемонстрировали свою неспособность и неумение защитить русских в республиках.

Поэтому их доля в них будет падать все больше. Так, в Чечне русских осталось всего 1,9%; в Дагестане 3,9%; Ингушетии 0,9%; Северной Осетии — 20%.

Кроме ассимиляции русских кавказцами, имеет место и обычное бегство русского населения даже со Ставрополья, которое активно заселяется представителями других республик.

2) Сепаратистские настроения зреют во многих республиках. Основным русофобским регионом РФ в Сибири по праву считается Республика Тыва, откуда с начала 1990-х бежало русское население — почти так же, как и из северокавказских регионов.

Только в 1992–1993 годах оттуда уехало более 20 тысяч русских, а организация «Хостуг Тыва» («Свободная Тува») призывала к независимости от России. В 1959 году русских там насчитывалось 40%, а в 2010-м — только 16%, в 2019 — менее 13%, что объясняется не только выдавливанием русскоязычных, но и высокой рождаемостью у тувинцев.

Якутские радикалы особо не скрывали, что только и ждут ослабления России, чтобы попытаться обрести реальную независимость.

Русские здесь подвергаются дискриминации. От этого численность русского населения в Якутии сократилось с 50% до 37% к 2010 году и продолжает падать. И это на территории, которая представляет стратегическую значимость для страны из-за её огромных запасов ресурсов. Похожие процессы, но в меньшей степени, происходили в Республике Алтай и Бурятии… Поэтому рождаемость русских в этих республиках катастрофически снижается…

Что получается: российские власти ограничивают ресурсную базу для развития краев и областей, заселенных преимущественно русскими, чтобы оказать содействие развитию братских республик, а в ответ получают, в той или иной степени — русофобию и сепаратизм.

Если провести исследование, представители каких национальностей в основном находятся на руководящих постах в республиках, мы получим однозначный ответ: это представители преимущественно данной республики, независимо от их доли в ее численности.

Перспектива развития таких несбалансированных социальных процессов в республиках — наращивание националистических настроений, постепенное вытеснение из них представителей других национальностей.

Пропаганда в СМИ, в школах постоянно работает над формированием национального самосознания; уже немало примеров, когда при обучении в школах русских принуждают изучать национальный язык. После чего там возникает вопрос: а зачем нам состоять в рамках России? Наши ресурсы, экономика позволяют нам более успешно жить в рамках суверенитета, тем более и Запад, и Азия готовы оказать всемерную поддержку…

Проблема также в том, что содержание национальных процессов — тема совсем не популярная в российской среде. У русских еще с 20-х годов комплекс, страх прослыть великодержавными шовинистами. Кажется, что лучше эту тему лишний раз не затрагивать, не обижать подозрением представителей других национальностей, нужно оказывать помощь, создавать все условия для выравнивания социально-экономических условий в республиках с Россией.

Но практика такова, что национальные элиты вовсе не спешат интегрироваться в Россию, что предполагает известную степень ассимиляции или взаимопроникновение культур.

Помощь от России — это пожалуйста, но в наши дела вам лучше не лезть. К чему привела такая доверительная национальная политика, мы видим по итогам 90-х.

Ничто не гарантирует, что Россия не повторит процесс разрушения СССР. Можно не сомневаться: национальные элиты и наши западные партнеры приложат все силы для этого, если власть будет бездействовать.

Но что самое главное: после распада интеграции в выигрыше остаются элиты, которые приватизируют также ранее принадлежавшую России собственность, а народ остается в нищете.

Достаточно посмотреть, как сегодня живут представители бывших Советских республик. Дезинтеграция всегда всех делала беднее, а суверенитет малой республики — это лишь повод элитам выбрать себе покровителя, господина, за спиной народа.

Есть ли у России шанс преодолеть тенденции национального сепаратизма или эти процессы уже необратимы?

Есть, поскольку реально в этом заинтересованы сами народы.

Народы СССР, если бы не предательство элит, вполне благополучно чувствовали себя в нашей большой стране. А что произошло 30 лет спустя?

Экономика, индустрия, культура, спорт, наука, образование, уровень жизни подверглись существенной негативной деформации, при этом элиты живут хорошо. Различие между бедностью и богатством и в России и в республиках в разы превышает европейский уровень…

Что делать?

1) Прежде всего — снять негласный запрет на объективное изучение национальных проблем, провести комплексное исследование национальных вопросов под эгидой Института Социологии РАН, Левада-центра, других независимых НИИ, изучить причины межнациональных миграций, конфликтов, жестко пресекать притеснение прав граждан других национальностей;

2) Перевести разрешение межнациональных споров и трений в правовое поле, полагая, что перед лицом закона все нации и народности равны;

3) Пресекать любые проявления национализма, русофобии, сепаратизма в республиках и в российских регионах;

4) Рука об руку с национализмом, сепаратизмом идет коррупция в структурах власти, которую нужно искоренять, как это делают, скажем, в Китае;

5) Необходим серьезный контроль, вплоть до анти-сепаратистской цензуры в СМИ, превознесение одной нации над другой категорически недопустимо;

6) Силовые структуры в регионах, республиках должны строиться на федеральной основе, никакие национальные гвардии недопустимы; служба в армии предпочтительна в других регионах;

7) Кадровая политика должна строиться исключительно на деловых, профессиональных качествах, на прозрачной конкурсной основе, без кумовства и протеже, тестирование кадров на профпригодность должно быть регулярно;

8) Средства от конфискации имущества местных национальных коррупционеров должны идти публично в помощь малообеспеченным семьям;

9) Национальные кадры не должны засиживаться на должности более 2-х сроков, или 10 лет, в госаппарате республики обязательно должны быть представители другой национальности, проживающие здесь, в т. ч. русские. Повышение квалификации высших чиновников, директоров школ, колледжей, ректоров, проректоров ВУЗов должно проходить на федеральном уровне;

10) Необходимы гибкие социокультурные программы предполагающие культурные обмены, сотрудничество культурных центров, изучение Российской истории и культуры в среди учащихся и молодежи. Русские культурные центры должны быть во всех республиках;

11) Народам нужно разъяснять преимущества тесной социально политической и экономической интеграции;

12) Развитие регионов Севера и востока должно проходить с непременным участием русских специалистов;

13) В России должна и дальше проводиться и укрепляться идея равенства всех религий, права народов исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

14) Укрепление содружества наций в РФ не может быть успешным без стремительного развития российской экономики, обновления ее технологической, наукоемкой базы, без развития и укрепления национальных культур и народовластия.

15) Наконец, с национальными элитами нередко почти бесполезно говорить о братской дружбе: для них важнее всего выгода, деньги, причем часто здесь и сейчас. А народы должны знать, что дружеских отношений надежней, прочнее, чем с русскими, не бывает.

Великая русская цивилизация обязана выжить, преодолеть националистические настроения во имя и для блага всех народов, ее населяющих.

Статистическая информация взята из открытых источников

источник


Источник