]


Корабль, пропавший почти 500 лет назад, нашли в африканской пустыне. Сокровища хорошо сохранились!

28 июля 2021 г. 13:41:01

Море — суровая стихия, которая не прощает ошибок. Зачастую даже огромного опыта морякам бывает недостаточно, чтобы вернуться в родной порт целыми и невредимыми.

Штормы и коварные течения, ошибки навигаторов и пираты — всё это поджидало мореплавателей в эпоху парусных судов. Пропавший корабль можно было искать годами и так и не узнать о его судьбе.

Тем не менее в наше время высоких технологий регулярно обнаруживают останки давно исчезнувших кораблей. Они являются настоящим сокровищем для историков и учёных. К тому же, иногда такие корабли находят в совершенно неожиданных местах.

Одним из основных государств, активно участвовавших в освоении заморских территорий в эпоху Великих географических открытий, была Португалия.

Эта небольшая страна к середине XVI века обладала одним из самых больших флотов морских парусных кораблей. Португальские суда ходили к побережьям Индии и Нового света.

Также португальцы имели свои торговые представительства в Китае и Японии. Они открывали и исследовали новые острова в океане, занимались торговлей и возили экзотические товары в метрополию.

Карта Португальской колониальной империи.

Образование множества колоний привело к резкому росту потока заморских товаров, а значит и численности торгового и военного флотов. Одним из основных типов кораблей середины XVI века в Португалии были так называемые «нау» (порт. Nau), или «карраки» (исп. Carraca). Это были отличные по мореходности и вместимости суда для своего времени. Именно на них были совершены походы в Индию и Японию, открыта Америка. «Санта Мария» Христофора Колумба относилась, как раз, к такому типу кораблей.

Реплика карраки (нау) «Санта-Мария», флагмана экспедиции Христофора Колумба, в ходе которой была открыта Америка. Фуншале, Португалия

Однако, будучи хорошими для своего времени, по современным меркам эти корабли всё же были довольно примитивны. И исчезновение в море, особенно при плавании на большие расстояния, было обычном делом. Иногда ушедшие на дно корабли находили довольно быстро, и даже удавалось поднять со дна часть ценного груза. Так, например, произошло с одними из самых богатых сокровищами кораблями: «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Санта-Маргарита». Первый из них так и не отдал все свои богатства людям из-за постоянных штормов и подвижного морского дна. Только часть его груза удалось найти уже в наше время, спустя почти три сотни лет. С «Санта-Маргариты» же в течение нескольких лет после гибели удалось поднять почти все ценности, которые находились на борту.

Разумеется, многие пытались разбогатеть, отыскав подобное судно. О пропавших кораблях, перевозивших особо ценные грузы, ходили легенды, их искали по курсу следования, строили предположения о том, куда они могли быть отнесены штормами и как именно погибли.

Но иногда все предположения оказываются неверными. А если корабль пропал где-то на протяжении атлантического побережья Африки, да ещё и в XVI веке, шансы найти его сводятся к минимуму. В такой ситуации может помочь лишь случай.

7 марта 1533 года португальский нау «Бом Жезуш» («Добрый Иисус») отплыл из порта Лиссабон. Он направлялся в португальские колонии в Индии, однако по пути пропал без вести. Такие пропажи не были редкостью. К тому же, в 1755 году Лиссабон, где хранилось большинство португальских архивов, сильно пострадал от землетрясения. Информация о кораблях Португалии эпохи Великих географических открытий была утеряна. Поэтому корабль никто не искал даже в наше время.

Гравюра, изображающая Лиссабонское землетрясение 1755 года

В 2008 году геологи производили работы по добыче алмазов на морском побережье Намибии около города Ораньемунд и обнаружили нечто необычное. Это был медный слиток, повреждённый временем, но явно сделанный человеческими руками. Затем было найдено ещё несколько таких же слитков. На одном из них был знак в виде трезубца. Позже установили, что этот трезубец являлся одним из отличительных знаков торгового дома Фуггеров, одного из самых богатых домов эпохи Возрождения. Необычный находкой, как раз, и оказался груз с «Бом Жезуш».

Как же корабль вообще мог оказаться в пустыне? Дело в том, что побережье Намибии является границей одной из самых старых пустынь в мире. Пустыня Намиб существует более 80 миллионов лет и постоянно наступает на океан, понемногу отвоёвывая у него метр за метром. Таким образом, некоторые давно погибшие возле этого места корабли представляют из себя старые остовы посреди пустыни, засыпанные песком, что само по себе выглядит довольно необычно.

Пустыня Намиб, вид из космоса. На фото видны потоки песка, несомые ветром в сторону океана, 7 августа 2020 года

Сама гибель корабля «Бом Жезуш» именно здесь также не является чем-то странным. В этом месте побережья сходятся мощные волны с Атлантики и постоянные сильные ветра со стороны пустыни. На протяжении более сотни километров побережье полностью безжизненно. Сильные высокие волны не дают возможности уйти в море, если корабль каким-то образом оказался на берегу. Поэтому, какой бы ни была причина крушения судна «Бом Жезуш» — ошибка навигации, случайное повреждение корабля или даже мощный шторм, выбросивший нау на берег, — шансов спастись у команды не было.

Корабль оказался очень интересной находкой. Грузом были около двух тысяч медных слитков, специи, а также слоновая кость. То, что «Бом Жезуш» оказался на берегу, к тому же, достаточно далеко от мест обитания людей, сделало его настоящим кладом для историков. С корабля были извлечены редкие португальские монеты, датированные 1525 и 1533 годами, что и позволило хотя бы примерно идентифицировать судно.

Португальская монета и молитвенные чётки, найденные на борту «Бом Жезуш»

Согласно морскому праву всё, найденное на берегу моря или океана, принадлежит государству, в чьи границы входит этот берег. Однако, если будет доказано, что корабль принадлежал другому государству, то собственник может потребовать вернуть весь груз либо его часть.

После идентификации судна Португалия отказалась от каких-либо претензий на находку. И тогда археологи принялись за раскопки и восстановление корабля. Работа продолжалась около двух лет. Общая сумма найденных артефактов была оценена примерно в 13-14 миллионов долларов США. Такая сумма, конечно, не выводит «Бом Жезуш» в лидеры по найденным сокровищам. Находили корабли, груз которых оценивался и в сотни миллионов долларов. Но уникальное место находки и хорошее состояние груза на борту, безусловно, делают этот случай весьма необычным.

В 2011 году работы по раскопкам и каталогизации найденных ценностей были завершены. Сейчас частично отреставрированное судно и находки с его борта можно увидеть воочию в морском музее города Людериц или на выставке в Ораньемунде.

Само по себе предположение о том, что погибший корабль окажется не на дне моря, а в глубине пустыни, кажется невероятным. Но всё произошло именно так. Сочетание суровых условий, а также отсутствие людей, которые могли бы найти и разграбить погибший корабль, подарили миру совершенно уникальную возможность взглянуть сквозь время и увидеть, какими в реальности были суда наших далёких предков.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.


Источник