]


ЯТБ-3: почему «лондонские автобусы» не прижились в СССР

29 ноября 2021 г. 13:23:08

Одной из визитных карточек Лондона считаются знаменитые двухэтажные автобусы и троллейбусы. «Даблдеккеры» - так они назывались - были отличным решением для густонаселённого Лондона, при этом выглядят изумительно и запоминаются раз и навсегда. Но и СССР был опыт создания подобного «чуда» общественного транспорта.

Появление прототипа

Дмитрий Матвеев в своей работе “Английский гость” повествует о том, что летом в 1937 году в СССР было импортировано два трёхосных троллейбуса AEC 664T Английской электрической компании. На основе поставленных моделей Ярославский автомобильный завод создал 10 новых двухэтажных троллейбусов, которые были названы ЯТБ-3.

Фактически это была копия английской модели, но только тяжелее на 2 тонны и с изменённым положением руля — все-таки водить столь тяжелый транспорт на левом руле в СССР с правосторонним движением крайне затруднительно. Также была добавлена вторая дверь в передней части троллейбуса. К слову, первое время ЯТБ-3 пользовался огромным интересом среди москвичей и гостей столицы. Следует отметить, что двухэтажные троллейбусы были запущены только в Москве.

Проблемы «даблдеккера»

Далеко не всем было удобно подниматься по узкой винтовой лестнице на второй этаж, на котором разместиться можно было только сидя, а вот на первом этаже пассажиры испытывали неудобства от низких потолков. Но не только пассажиры испытывали массу неудобств от двухэтажных троллейбусов. Они были достаточно медлительными (максимальная скорость достигала лишь 55 км/ч): привело это к тому, что на маршрутах, на которых работали ЯТБ-3, резко замедлилась скорость обслуживания пассажиров.

К тому же поднятые выше провода оказались достаточно неудобны для классических троллейбусов. Из-за наледи на дороге в зимнее время года была высокая вероятность опрокидывания, хотя официально подобные случаи зарегистрированы не были.

В итоге уже в 1953 году все подобные модели были сняты с маршрутов, а вместо двухэтажных троллейбусов начали появляться сочленённые модели. До современности ни одна из моделей не сохранилась — в частности, из-за того, что не было создано достаточного количества запасных деталей для ремонта, а партия троллейбусов была всего лишь одна.

ИСТОЧНИК


Источник