]


Про Потребление

9 июня 2021 г. 19:21:10

Volga 69 недавно разместил тут отличный материальчик по потреблению. А я потребление люблю-​-нет, нет не собственно потреблять, хотя этим я, как и все, тоже занимаюсь, а именно как концепцию, потому что в ней собрано всё, что касается человеческого бытия. Но вначале, напомню великого Торстена Вэблена и его Теорию Класса Досуга (The Theory of the Leisure Class).

Таким образом, квази-​миролюбивый джентльмен на досуге не только потребляет жизненный материал сверх минимума, необходимого для существования и физической работоспособности, но его потребление также подвергается специализации в отношении качества потребляемых товаров. Он свободно и из лучших образцов потребляет пищу, питье, наркотики, убежище, услуги, украшения, одежду, оружие и снаряжение, развлечения, амулеты, идолов или божеств. В процессе постепенного улучшения, которое происходит в предметах его потребления, движущим принципом и ближайшей целью инноваций, несомненно, является более высокая эффективность улучшенных и более сложных продуктов для личного комфорта и благополучия. Но это не остается единственной целью их потребления. Канон репутации уже тут как тут, и он вводит такие инновации, которые, согласно его (завышенным прим. моё) стандартам, способны выжить. Поскольку потребление этих превосходящих товаров свидетельствует о богатстве, оно становится почетным; и наоборот, неспособность потреблять в должном количестве и качестве становится признаком неполноценности и недостатка.

Можно добавить сюда и Джереми Рифкина, которого, если мне мой Альцгаймер не изменяет, я тоже приводил. А именно, в 1996 году в своей важной работе "Конец Работы" (The End of Work) он написал:

The term “consumption” has both English and French roots. In its original form, to consume meant to destroy, to pillage, to subdue, to exhaust. It is a word steeped in violence and until the present century had only negative connotation… The metamorphosis of consumption from vice to virtue is one of the most important yet least examined phenomena of the twentieth century.

Перевод: термин "потребление" имеет и английский, и французкий корень. В его оригинальной форме, потреблять означало разрушать, грабить, подчинять, истощать. Это слово пропитано насилием и до 20 столетия имело только отрицательную коннотацию.... Метаморфоза потребления из греха в достоинство-​-есть один из наиболее важных и наименее изученных феноменов 20 века.

В моей последней книге процентов 70-75 посвящено именно потреблению и его различным манифестациям, начиная от потребля..ской социальной заразы, известной в США как Affluenza, или болезнь иллюзии богатства, движущей колоссальный потребительский долг США, или потребление энергии как для обеспечения комфорта, так и для производства бесполезных гаджетов. Но главный вопрос всё-​таки вот в чём-​-ну неужели же потребительство настолько плохо и морально деградирующе? Тут нужно быть очень осторожным в вынесении суждений. Конечно же, можно вспомнить Антона, нашего, Павловича Чехова и его изумительное "Пари".

Банкир взял со стола лист и прочел следующее:

"Завтра в 12 часов дня я получаю свободу и право общения с людьми. Но, прежде чем оставить эту комнату и увидеть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед богом, который видит меня, заявляю вам, что я презираю и свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что в ваших книгах называется благами мира.

Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин... Красавицы, воздушные, как облако, созданные волшебством ваших гениальных поэтов, посещали меня ночью и шептали мне чудные сказки, от которых пьянела моя голова. В ваших книгах я взбирался на вершины Эльбруса и Монблана и видел оттуда, как по утрам восходило солнце и как по вечерам заливало оно небо, океан и горные вершины багряным золотом; я видел оттуда, как надо мной, рассекая тучи, сверкали молнии; я видел зеленые леса, поля, реки, озера, города, слышал пение сирен и игру пастушеских свирелей, осязал крылья прекрасных дьяволов, прилетавших ко мне беседовать о боге... В ваших книгах я бросался в бездонные пропасти, творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедовал новые религии, завоевывал целые царства...

Ваши книги дали мне мудрость. Все то, что веками создавала неутомимая человеческая мысль, сдавлено в моем черепе в небольшой ком. Я знаю, что я умнее всех вас. И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж. Пусть вы горды, мудры и прекрасны, но смерть сотрет вас с лица земли наравне с подпольными мышами, а потомство ваше, история, бессмертие ваших гениев замерзнут или сгорят вместе с земным шаром. Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту. Вы удивились бы, если бы вследствие каких-​нибудь обстоятельств на яблонях и апельсинных деревьях вместо плодов вдруг выросли лягушки и ящерицы или розы стали издавать запах вспотевшей лошади; так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас. Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живете вы, я отказываюсь от двух миллионов, о которых я когда-​то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю. Чтобы лишить себя права на них, я выйду отсюда за пять часов до условленного срока и таким образом нарушу договор..."

Прочитав это, банкир положил лист на стол, поцеловал странного человека в голову, заплакал и вышел из флигеля. Никогда в другое время, даже после сильных проигрышей на бирже, он не чувствовал такого презрения к самому себе, как теперь. Придя домой, он лег в постель, но волнение и слезы долго не давали ему уснуть...

Ну сам рассказ Чехова это о просветлении и, возможно, о человеке достигшем высокого уровня духовности и нравственности, но с практической точки зрения мы всё-​таки должны понимать что потребление было, есть и будет и базируется оно на двух китах: необходимости и желании. Есть, конечно же то, о чём пишет и Вэблен-​-conspicuous consumption, потребление на показ, где балом правит только желание. Потребление вот того самого Класса Досуга, который НЕ может не потреблять на показ иначе он перестаёт быть экономической "элитой". Частный случай такого потребления это нищебродство, как например т.н. "русские" иммигранты в США, которые живя в субсидированных аппартаментах в сомнительных районах, и получающие фудстампы, покупают себе полностью восстановленные "пятидесятниками" разбитые Бэхи или Мерсы последних моделей, мы не берём. Феномен нищебродства очень полезен с точки зрения именно оценки резонного потребительства как РЕЗОННОГО (РАЗУМНОГО) ЖЕЛАНИЯ. А это уже вопрос золотой середины и культуры, общей культуры, которая транслируется уже в культуру потребительскую. Потому что вся мировая экономика существует только лишь для одного-​-удовлетворение потребителя.

И вот тут и необходимо начинать дискуссию о резонном, разумном желании. Ну давайте согласимся, югославская стенка, приобретённая в 1980 году с переплатой в 100 рублей (ТЕХ рублей) с заднего входа в мебельный магазин, вряд ли будет удовлетворять потребности семьи 2021 года, которая захочет поменять эту стенку на что-​нибудь более современное и потому что впихнуть в эту стенку 47 дюймовый телек ну никак не получится. Значит-​-поездка в IKEA или, кто побогаче, ещё куда и поиск того, что удовлетворит резонное желание и даже необходимость вместить 47 дюймовый телек а заодно и стол с компъютером в ту же самую милую-​добрую советскую двухкомнатную панельку. В данном случае что двухкомнатная панелька, что новый телек, что компьютер-​-это НЕ просто желание, не говоря уже о потреблении на показ, это резонное желание и даже необходимость современного мира, который перешёл от угле-​дровянного отопления и лампадок к электричеству, автомобилю, самолёту и интернету за менее чем 100 лет. Этот переход был не просто предопределён человеческими желаниями но и прежде всего нуждами и потребление результатов, выраженных в товарах, этого перехода (или прогресса) есть не только не грех, но и абсолютно нормальная человеческая потребность. Разумное желание.

Естественно, сейчас найдутся локальные филосОфы, которые начнут выливать вместе с водой и ребёнка из ванной, но я надеюсь, что посыл в примере с югославской стенкой будет понят правильно. Если нашей целью является улучшение материального состояния человека то этот пример работает, даже если мы начинаем рассматривать компьютер, от которого отрастает не только использование интернета, но и обработка сигнала, позволившая развить и магнитно-​резонансную диагностику, которая в свою очередь спасла миллионы людей от смерти, также как и позволила разработать массу других технологий от фармацевтики до металлургии, которая изменила нашу жизнь. Она изменила её к лучшему-​-и это неоспоримый факт. Тем же кто хочет следовать тропой чеховского юриста к высшему просветлению-​-на здоровье, этим можно только восхищаться, но большинство людей к этому не придут, по крайней мере пока. Но, это не значит, что мы не можем в общих чертах определить рамки резонного (или разумного) желания. Мы же ведь тоже не хотим превратить нас всех в безликую толпу, одетую в одинаковые синие френчи как это было в Китае в период культурной революции.

Человеческая природа статична и человек всегда хочет бОльшего. Мы должны придти к консенсусу в этом вопросе. Даже некоторые наши слабости иногда делают нас даже привлекательными для окружающих и разнообразят наш мир. Я лично не хотел бы жить в мире тотальной благодетели и однообразия. Это было бы ужасно и нет ничего плохого в том, что одни предпочитают Субару, другие Ниссан, третьи-​-Форд. У меня лично какой-​то хрен знает какого века смартфон (Самсунг) и я его буду использовать до тех пор пока он не развалится, но я люблю часы и хорошую обувь. Это нормальные человеческие желания. Но потребительские культы-​-это опасно.

И об этом стоит говорить, как и о том, что таже Аффлюэнза в США, этот непрерывный шоппинг и потребля..во становятся ежегодно причиной не только банкротств но и массы психических отклонений, когда рушатся семьи и страдают дети, подвергнутые жесточайшему социальному давлению как дома, так и в школе или колледже.Тем не менее, мы должны признать, что все разговоры об ограничении потребления должны начинаться с того, что мы должны признать разумным потреблением и очертить его общие рамки, с которыми согласится общество в целом-​-в противном случае или общая синяя масса френчей или окончательное психическое расстройство от потребля..ва, которое ведёт к катастрофе, экономической и социальной.

Вроде вот этого:

Так что же такое разумное, резонное желание, ведущее к разумному потреблению? Да и то сказать, ну что это за мир где нет Джека Дэниэлс и выбора хорошей водки, разве ж это жизнь? У кого какие мысли...

ЗЫ. Применение идеи стоимости, в том смысле что она формируется тем, сколько некто хочет заплатить за некий предмет разрешается в разумных пределах. Я готов и платил таки по 200 баксов за тройку хороших Золингеновских ножей, хорошие и даже отличные часы можно купить до 600 у.е. АйФоня в инкрустированном бриллиантами чехле за 20000--это признак психического отклонения и отстутствия культуры.


Источник