]


«Спираль» Лозино-Лозинского (СССР)

15 апреля 2021 г. 14:08:01

Холодная война в разгаре. работы по разработке собственных ракетопланов проводятся и в нашей стране многими институтами и КБ, как по заказу правительства, в виде НИОКР, так и в инициативном порядке.

Начало 60-х годов. В США идут работы по программе Dyna Soar – гиперзвукового орбитального ракетоплана Х20. Ответ на эту программу явился проект аэрокосмической системы "Спираль", который первым был поддержан руководством страны. Проект возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Микояна Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

В соответствии с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого комплекса, состоящего из гиперзвукового самолёта-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолёта (ОС) с ракетным ускорителем.

Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового применения предусматривал использование в вариантах дневного фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолёта с ракетой класса "космос-Земля" и мог применяться для инспекции космических объектов.

Благодаря особенностям заложенных конструктивных решений и выбранной схеме самолётного старта позволял реализовать принципиально новые свойства для средств выведения военных нагрузок в космос.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АКС СПИРАЛЬ1. Гиперзвуковой самолёт - разгонщик (ГСР) "50-50"

ГСР представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 м с треугольным крылом большой переменной стреловидности по передней кромке типа "двойная дельта" (стреловидность 800 в зоне носового наплыва и передней части и 600 в концевой части крыла) размахом 16,5 м и площадью 240,0 м2 с вертикальными стабилизирующими поверхностями - килями (площадью по 18,5 м2) - на концах крыла.

В верхней части ГСР в специальном ложе крепился собственно орбитальный самолёт и ракетный ускоритель, носовая и хвостовая части которых закрывались обтекателями. Преодоление теплового барьера для ГСР обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.

В ходе работ проект постоянно дорабатывался, в расчёты вмешивались реалии - существующие конструкционные материалы, технологии, возможности заводов и т.д. Можно сказать, что он находился в состоянии "перманентной разработки": постоянно вылезали какие-то неувязки - и все приходилось "доувязывать", особенно это касалось двигателя на жидком водороде, который был работоспособен, но не давал тех характеристик, которые хотели получить от него конструкторы. "Дотягивание" шло в течение пяти-шести лет, до начала 1970-х, когда работы по проекту "Спираль" были закрыты.

2. Двухступенчатый ракетный ускоритель

Блок выведения представлял собой одноразовую двухступенчатую ракету-носитель, расположенную в "полуутопленном" положении в ложементе "на спине" ГСР. Для ускорения разработки аванпроектом предусматривалась разработка промежуточного (на топливе водород-кислород, H2+O2) и основного (на топливе водород-фтор, H2+F2) вариантов ракетного ускорителя.

3. Орбитальный самолёт

Орбитальный самолёт (ОС) представлял собой летательный аппарат длиной 8 м и шириной плоского фюзеляжа 4 м, выполненный по схеме "несущий корпус", имеющий сильно затупленную оперённую треугольную форму в плане.

Основой конструкции являлась сварная ферма, на которую снизу крепился силовой теплозащитный экран (ТЗЭ). Верхняя поверхность находилась в затенённой зоне и нагревалась не более 500 С.

Система навигации и автоматического управления состояла из автономной астроинерциальной системы навигации, бортовой цифровой вычислительной машины, ЖРД ориентации, астрокорректора, оптического визира и радиовертикали-высотомера.

Для управления траекторией самолёта при спуске помимо основной автоматической системы управления предусматривается резервная упрощённая система ручного управления по директорным сигналам.

Космонавты "Спирали"

В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полёту на "изделии-50". В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую лётную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов.

Закрытие проекта

С технической точки зрения работы шли успешно. По календарному плану разработки проекта "Спираль" предусматривалось создание дозвукового ОС начать в 1967 г, гиперзвукового аналога в 1968 г. Экспериментальный аппарат должен был впервые выводиться на орбиту в беспилотном варианте в 1970 г. Первый пилотируемый полет его намечался на 1977 г. Работы по ГСР должны были начаться в 1970 г, если его 4 многорежимных ТРД будут работать на керосине. В случае принятия перспективного варианта, т.е. топливом для двигателей является - водород, то постройку его предполагалось развернуть в 1972 г. Во 2-й половине 70-х гг. могли начаться полёты полностью укомплектованной АКС "Спираль".

Но, несмотря на строгое технико-экономическое обоснование проекта, руководство страны интерес к теме "Спираль" потеряло. Вмешательство Д.Ф.Устинова, бывшего в ту пору секретарём ЦК КПСС, курировавшим оборонную промышленность и ратовавшего за ракеты, отрицательно сказывалось на ходе программы. А когда ставший министром обороны А.А.Гречко, ознакомился в начале 70-х гг. со "Спиралью", он выразился ясно и однозначно: "Фантазиями мы заниматься не будем". Дальнейшее выполнение программы прекратили.

Но благодаря сделанному большому научно-техническому заделу, важности затронутых тем, выполнение проекта "Спираль" трансформировалось в различные научно-исследовательские работы и связанные с ними конструкторские разработки. Постепенно программа была переориентирована на лётные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на их базе реальной системы (программа БОР (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан)).

Такова история проекта, который даже не будучи осуществлённым, сыграл значительную роль в космической программе страны.

Но фото представлен рабочий образец ОС «Спираль» с простой СССР-вской кличкой «КАЛОША», которую за 5 лет соорудили те, кто ничего кроме калош смастерить не мог. Так что можете сравнить достижения России демократического выбора и тоталитарного СССР.

Источник


Источник